На троих по-киевски

Нашей стране грозит потеря алкогольной независимости

20 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 314

Похоже, что авторитет украинского “патриотического постулата”: любить горилку, сало, революцию и не любить русских — серьезно пошатнулся. По крайней мере это можно сказать о “незалежных” производителях горячительного. Любить российский рынок становится не только приятно, но и выгодно. Только за прошлый год наши соседи увеличили поставки спиртного в Россию в четыре раза! При этом отечественный рынок алкоголя заметно “сдал”. Производство водки за первый квартал упало на 12%.

Последний раз такой “упадок сил” наш алкогольный рынок испытывал в 2000 году, когда на 40% взлетела ставка акциза. А наш производитель в отличие от потребителя (который пьет все подряд) — не луженый.

Чуть прижали — сразу в тень. Туда же, судя по всему, отправились с началом этого года и некоторые сегодняшние предприятия. Но многие остались стоять на месте. Причем в прямом смысле. Из 420 заводов, имеющих лицензию на производство и оборот водки, около 100 показали объем годового производства менее 10 тыс. дал (ведер). Проще говоря, сработали себе в убыток. И как утверждают эксперты, это только начало.

В то же время импорт водки в Россию в прошлом году вырос чуть ли не в 3 раза. При этом почти 90% приходится на украинскую горилку. Секрет такого оглушительного успеха — в налогах. По соглашению о свободной торговле между Россией и Украиной ввозных пошлин не существует, а все 100% акциза на украинский алкоголь взимается на таможне. И дальше он может со скоростью ветра распространяться по стране, не встречая никаких преград. Наши же, уплачивая свои 20% от ставки акциза при производстве, вынуждены реализовывать “беленькую” через систему акцизных складов, на которых взимаются оставшиеся 80% (эти деньги идут в региональные бюджеты). Вот тут-то и начинается настоящий цирк.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в этой ситуации импорт уже никого не трогает. Товар преспокойненько с помощью оптовиков приезжает в регион и, минуя акцизный склад, занимает свое место на прилавке. А наши производители в то же время ведут настоящий бой с себе подобными. Каждый регион, пытаясь защитить своего промышленника, “грудью встает” на соседей или (что еще милее) на москвичей. А так как “региональный сепаратизм” не прописан в Конституции, местным администрациям приходится постоянно задаваться вопросом: что делать?

А сделать можно много чего. Например, проверять продукцию из соседнего региона на качество... 3 месяца (чтобы в следующий раз неповадно было). Или “накинуть” 4 рубля на каждую бутылку с целью пустить их на “реализацию целевых программ области” (дабы совместить приятное с полезным). Ну или установить ценовое ограничение на ввозимый продукт: например, настоятельно рекомендовать оптовикам закупаться пришлым спиртным только в сувенирной таре (интересно, много ли россиян в регионах купит бутылку дороже 200 рублей). И уж, в конце концов, можно просто-напросто не рекомендовать (ну не запрещать же в самом деле!) к завозу на территорию края определенного ассортимента водки. В руки “МК” попал один из таких черных списков. Стоит ли говорить, что начинался он именно с московских заводов.

Остается добавить, что россиянам, как правило, за державу не обидно: пьем мы с каждым годом все больше и больше... иноземной продукции. Судите сами: с 2001 по 2004 год общий импорт водки и ликеро-водочных изделий вырос в 16 раз (в том числе из Украины — в 280 раз!). И это в стране, где казна испокон веков кормилась “водочными” деньгами.

Однако не патриотов все же придется разочаровать. Пока наши производители борются друг с другом, а власти “с тенью”, Россия может вступить в ВТО. И тогда о свободной торговле скорее всего придется забыть. Украинская продукция приравняется к “горячительному” из стран дальнего зарубежья. А ввозная пошлина на водку, на секундочку, — 1,6 евро за литр. Даже не делая ставок на курс евро, можно смело прибавить к существующей цене рублей семьдесят. То есть 15% рынка (а именно столько, по прогнозам экспертов, будет занимать украинский алкоголь к концу года) превратится из среднеценового в дорогой. А менять ориентацию на отечественных производителей будет уже поздно. Не все доживут.




    Партнеры