Братцы физики: вопрос ядром

Российскую науку двигают макароны с сосисками

Из переписки Эйнштейна и Чаплина.

Эйнштейн:

—Ваши фильмы понятны всему миру — вы великий человек.

Чаплин:

—Ваша теория относительности не понятна никому. Вы тоже великий человек.

Сегодня кумиры молодежи — явно не ученые. Споры физиков и лириков в застеколье вряд ли привлекли бы внимания больше, чем принимающие душ “полуфабрикаты”. Тем не менее мобильниками пользуются все. В Интернете сидят безвылазно. Телевизор смотрят поголовно. А ведь все эти изобретения — плоды труда в том числе физиков.

2005 год объявлен ЮНЕСКО Годом физики. Московский Физтех возродил Всесоюзные дни физика. Какие они, студенты-физики разных лет?


СПРАВКА "МК"

Основателем дней физиков (ДФ) был МГУ им. Ломоносова, регулярно проводивший “День Архимеда” — с исполнением самодеятельных опер, проведением красочных шествий... Почин москвичей подхватили вузы других городов. В 1978-м в Тбилиси провели 1-й Всесоюзный день физика.


8 вопросов о студентах-физиках:

1. Шик-блеск-модерн (что носили)

2. Фирменный напиток, блюдо (что пили-ели)

3. Лейся песня (что пели, читали, смотрели)

4. Кумир...

5. Что можно купить на стипендию?

6. Куда собирались идти работать?

7. Первая зарплата после вуза: на что хватает?

8. Карьера.

Сороковые-роковые

Сидят в кафе два физика. Мимо проходит девушка. Один физик говорит другому: “Ты смотри, какое интересное сочетание атомов!”

Все силы направлены на разработку атомной бомбы. “Антинаучной” многим видится идея создать нечто вроде гиперболоида инженера Гарина (прообраз лазера). В СССР проведены первые олимпиады среди школьников по математике, физике, химии.

Рассказывает выпускник первого выпуска атомщиков физфака МГУ (1940—1947), бывший ученый секретарь отделения физики и астрономии Академии наук СССР Владимир Лешковцев (кстати, в начале 60-х “МК” написал о том, как Владимир Алексеевич в лечебных целях испытал 45-суточное полное голодание):

1. У физиков никакого пижонства не было. Мы это презирали. Петр Леонидович Капица всю жизнь проходил в ковбойках (клетчатые теплые рубашки). И только когда надо было получать Нобелевскую премию, ему где-то раздобыли фрак. Главным в одежде было удобство.

2. Пиво и сосиски. Даже сочинили гимн колбасе:

О колбаса, еда студента!

Едина, ты питаешь нас,

Порой сочна, как ананас,

Порой же — тверже монумента.

3. Песен уже не вспомню... Читали много. Был фантастический взрыв культуры. “Жана Кристофа” Ромена Роллана перечитывали по два-три раза. Был очень знаменит Фейхтвангер. Фильм, который все смотрели, — “Чапаев”. Были в восторге от “Большого вальса”. Огромным успехом пользовался Чаплин, “Огни большого города”.

4. Образцом для физфаковцев являлся академик Мандельштам: последний физик, одинаково сильный и как теоретик, и как экспериментатор. Когда он читал лекции, профессора, опаздывая на собственные занятия, садились на ступеньки в проходе аудитории и конспектировали...

5. Сначала я получал стипендию 35 рублей. На них можно было нормально жить. Потом стипендия стала примерно 70 рублей (я сталинский стипендиат). Отца у меня не было, поэтому я еще и матери этими деньгами помогал.

6. После вуза нас всех распределяли, безработных не оставалось. Была страшная нужда в специалистах-атомщиках. Фактически существовала только группа Курчатова в Ленинграде. А надо было создавать бомбу. Тогда Сталин приказал организовать отделение ядерной физики, на котором я как раз оказался (кстати, Сахаров и трижды герой соцтруда Евгений Забабахин учились на два курса старше — их курс шефствовал над нашим, но у них ядерной физики не было). И хотя атомщиков в стране не хватало, в 30-е годы многие на них смотрели как на идиотов. Царила “лысенковщина”, и принцип был такой: “А что ваша наука может дать нашему сельскому хозяйству?” Мне сам академик Абрам Федорович Иоффе, создатель Ленинградского физтеха, рассказывал: как только у него какая-нибудь комиссия из Москвы намечалась, его друзья из президиума Академии наук предупреждали об этом. Он вызывал Курчатова и говорил: “Игорь Васильевич, забирай свою команду, и чтоб я тебя три дня не видел. А на свою лабораторию повесь замок и надпись: “Склад”. А то найдут и будут таскать по инстанциям”.

7. Перед войной первая зарплата — около 110 рублей. Но ребята быстро продвигались, оклады росли. Выпускник мог жить в общежитии и более-менее сносно питаться. А когда я вместе с друзьями из общества знаний ходил в ресторанчик “Три подковы” Центрального дома работников искусств, то на 10 рублей мы гуляли так, что потом три дня были сыты. Это был шик!

8. Стандартов восхождения по служебной лестнице не было. Много ребят погибло на фронте. Ощущалась острейшая нехватка специалистов, поэтому многие молодые ученые перескакивали через несколько “ступеней”: сразу становились начальниками лабораторий, секторов. Я, например, сначала попал в Академию артиллерийских наук. Там хотели создать отдел атомной артиллерии, хотя и атомной бомбы тогда еще не было. Полтора года я получал зарплату, практически ничего не делая, пока шел спор: нужен такой отдел или нет? В итоге меня отпустили. Я стал завотдела физики в издательстве. Затем — ученым секретарем отделения физики и астрономии Академии наук СССР: вся советская физика в какой-то мере была под моим контролем... Наконец, стал одним из основателей физического журнала “Квант”.

Шестидесятники в дудочках

— Для решения какой комплексной проблемы создается группа из следующих специалистов: математик, физик, биолог, инженер, врач, архитектор, экономист, философ?

— Для уборки картофеля в колхозе.

1958 год — первые советские ученые — лауреаты Нобелевской премии в области физики: Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк. 60-е — бурный расцвет физики: ведутся активные исследования сверхпроводимости, квантовой оптики, элементарных частиц. Популярна шутка: “Наука — это способ удовлетворить свое любопытство за государственный счет”. В моде споры физиков и лириков. 1962 год — Нобелевской премии удостоен Лев Ландау, в 1964-м — Николай Басов и Александр Прохоров (за фундаментальную работу в области квантовой электроники). Прикладные задачи физики — космос, вооружение, вычислительная техника. 1960-й — первый лазер. 1961-й — полет Гагарина. 1965-й — первый выход человека в открытый космос.

Рассказывает выпускник физтеха 1962 года, лауреат госпремии СССР, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор Дмитрий Лукин:

1. Появились узкие брюки-дудочки, клетчатые рубашки навыпуск. Но в основном студенты на моду мало обращали внимания, больше учились.

2. Напиток — чай. Если неразумно себя вели и деньги быстро кончались, всегда можно было в столовой взять бесплатный нарезанный хлеб. И горчица на столах стояла.

3. Опера “Сломанный стул”. И, конечно, физтеховская “Дубинушка”:

Котелок не варит, а студент все сидит,

Над конспектами гнет свою спину.

Сто экзаменов сдал, реферат написал,

А остался дубина-дубиной.

Эх, дубинушка, ухнем.

Может, физика сама пойдет.

Подучим, подучим да бросим...

Деканат весь гудит, сам декан говорит:

“Неприглядна учебы картина”.

Мы на это плюем, мы уверены в том,

Что и сам он большая дубина...

Все, конечно, читали “Три товарища” Ремарка, Хемингуэя. Культовым фильмом долго была “Карнавальная ночь” с Гурченко.

4. Это было немножко позже моей учебы в вузе. Кумиром, конечно, называли Высоцкого. Он охотно приезжал к нам выступать. Я работал на одной кафедре с Валей Абрамовым, а его сестра была второй женой Высоцкого.

5. Стипендия была сначала 60, потом 65 рублей. На рубль в день мы завтракали, обедали и ужинали. Итого в месяц уходило 30 рублей на еду. А оставшуюся половину тратили на одежду, театр, девушек. Правда, до 3-го курса у нас была такая огромная учебная нагрузка (56 часов в неделю), что гулять не очень-то и хотелось.

6. Естественно, мечтали заниматься наукой. Из моего выпуска — 180 человек с четырех факультетов — все были распределены в научные институты Москвы и Московской области. Только один человек уехал в Ригу в институт гражданской авиации.

7. 120 рублей — первая зарплата молодого специалиста. Но из нашего выпуска практически все пошли в аспирантуру. Так что я получал аспирантскую стипендию 130 рублей плюс полставки научного сотрудника 60 рублей. Я мог жить свободно. Хоть у меня была жена-студентка, маленький ребенок. Хватало даже жилье снимать. Но обычно и так давали общежитие в Жуковском, Подлипках. В Зеленограде выделяли даже 2-комнатные квартиры.

8. Слово “карьера” мы не употребляли... Стремились защитить кандидатскую диссертацию. Хотели что-то сделать в науке: не только выпустить публикации, но разрабатывать спутники, ракеты. Когда встречались разные факультеты: электронщики, радисты, аэромехи — говорили только о работе. Даже с женами говорили о ракетах, летательной технике, первых спутниках-шпионах. Я, например, получил премию Ленинского комсомола за первый спутник-ретранслятор.

“Перестроечники”

— Вы с похмелья?

— Нет, я физик.

Горбачев объявил начало перестройки. Возрождение всесоюзных дней физика. Впереди развал СССР. Утечка умов. Упадок отраслевых предприятий.

Рассказывает выпускник физтеха 1985 года, корреспондент известного международного журнала Александр Кондратьев:

1. Джинсы, водолазки. Хотя джинсы уже не были такой катастрофически модной вещью, как в 70-е.

(Кстати, в 70-е на мотив рок-оперы “Иисус Христос” слагали стихи:

— Почем продаешь ты, почем продаешь свой джинс Super Rifle?

— Ну так уж и быть, уж за семь-ноль тебе я отдам.

— Ну ты посмотри: ведь он подранный весь уж?

— Не хочешь — не надо, я сам поношу! — Е.Д.)

2. В Долгопрудном был плодово-ягодный напиток “Яблочко”. Была водка. Временами появлялись финские ликеры. Присутствовал и стандартный набор портвейна советского периода. Иногда удавалось достать “Массандру”. Если жизнь была совсем суровая, то что-нибудь местное, московское. Из еды очень “эксплуатировалась” жареная картошка. Тогда ведь студенты ездили в сентябре на картошку, и можно было тихонько умыкнуть себе мешочек, на какой-то период хватало.

3. Читали Булгакова, Орлова “Альтист Данилов”. Культового фильма у нас не было. Вот лет за десять до нас это был фильм “Девять дней одного года”.

4. Кумира назвать не могу.

5. 55 рублей. В студенческой столовой обедали копеек на 60.

6. Перемены в стране тогда еще “были в будущем”. А в 1985-м выпускники хотели работать в научных институтах.

7. Больше сотни: 120—150 рублей. Можно было и жилье снимать, но в основном общежития давали.

8. Успешная карьера? Стать кандидатом, доктором.

Время фэнтези

Пригласили биолога, статистика и физика придумать способ предсказания исхода скачек. Биолог: “Я разработал таблицу: зная биологические данные коней, можно предсказать победителя”. Статистик: “Я построил регрессию: зная предыдущие забеги, можно предсказать победителя”. Физик: “Мне нужно для работы еще два года, а к настоящему моменту я построил модель, позволяющую предсказать победу сферического коня в вакууме”.

В 2000 году Нобелевский комитет присудил премию Жоресу Алферову за открытия в области полупроводников. В 2003 году Нобелевскими лауреатами стали Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург за работы по теории сверхпроводимости. Декан физфака МГУ Владимир Трухин: “Сегодня у физики две важнейшие задачи — забота о здоровье людей и об экологии. Во всем мире сейчас физика переориентируется на эти цели. На здравоохранение тратится больше, чем на вооружение”.

Рассказывает обладатель золотой медали международной олимпиады по физике, аспирант, специалист по лазерной физике Артем Воронов:

1. Джинсы и футболка с символикой вуза.

2. Студенты пиво покупают. А про водку есть присказка: “Водку пьем только для запаха — дури своей хватает”. Когда с книжками по физике позанимаешься, состояние легкого опьянения и так обеспечено. Самое распространенное блюдо — макароны.

3. Читают фэнтези, Акунина, русскую классику редко. Все смотрели “Матрицу” и много радовались по этому поводу. “Матрица” выстраивает философскую концепцию: мы не знаем, как на самом деле устроен мир.

4. Гинзбург. Он возглавляет у нас кафедру.

5. С разными надбавками стипендия около 700 рублей. Нормально пообедать в столовой стоит рублей 50. Деньги добавляют родители, и студентам приходится подрабатывать.

6. Популярны три варианта. Уезжают за рубеж, в основном в Штаты: навсегда или на стажировку (хотя многие после нее так и не возвращаются). Работают по специальности в России: программистами, инженерами (лучше всего теоретикам: они не привязаны к оборудованию и могут работать в любой точке мира). Важно “попасть в струю”: чтобы исследования твоей лаборатории были востребованы, на них выделяли гранты. Наконец, выпускники занимаются бизнесом, экономикой: на физтехе очень сильная математика, есть несколько экономических кафедр.

7. Ищут работу с минимальной зарплатой от 300 долларов. Но кто хорошо учился, у того зарплата растет быстро.

8. Честно сказать, я не знаю, что сегодня назвать хорошей карьерой. Не знаю, что с чем сравнивать. Если человек сделал открытие, а денег у него мало — это плохо. А если человек ушел в бизнес, процветает, но не развивается как ученый? С одной стороны, вроде неплохо: платит налоги в казну, зарплаты — работникам. Но с другой — ведь государство учило его быть именно физиком. Значит, затраты на его образование были зря?..


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру