Тушенка “Второй фронт”

Американский историк Хьюберт ван Гуйль: “Россия до сих пор должна нам $722 млн. по ленд-лизу”

В советское время нам говорили, что поставки по ленд-лизу в годы войны не имели решающего значения для ее исхода. Западная пропаганда в период “холодной войны”, наоборот, утверждала, что без этих поставок мы проиграли бы Гитлеру.


— Истина, как обычно, посередине, — считает историк из Университета Огасты в штате Джорджия Хьюберт ван Гуйль.

На днях он приехал в Россию, чтобы прочитать несколько лекций в российских университетах в преддверии празднования 60-летия Победы. Профессор ван Гуйль много лет изучает программу ленд-лиза, а войну СССР и Германии не в пример многим западным историкам называет Великой Отечественной. Почему?

— Я считаю, что сам масштаб и драматичность военного столкновения Германии и СССР заслуживает отдельного названия. Для России это была Великая Отечественная война, а для всего остального мира — Вторая мировая.

— Смог бы СССР обойтись вообще без ленд-лиза?

— Безусловно, СССР выстоял бы и без этих поставок. Но что касается победы, то она отложилась бы на неопределенный срок. Наступление Красной Армии в 1943—1945 гг. имело успех отчасти благодаря помощи союзников. Всего с начала войны СССР получил 18 млн. тонн груза в рамках ленд-лиза из США и Канады, Великобритания прислала 1 млн тонн груза. Если считать в современных ценах, то всего СССР получил помощь на общую сумму 140 млрд. долларов. Надо понимать, что эти поставки пошли в нужное время: в начале войны страна потеряла 4/10 плодородной территории, были уничтожены сотни тысяч деревень и колхозов. Более 21 млн. человек лишились крова. По некоторым позициям военная промышленность снизила оборот на 50—60%.

— Известно, что наиболее важными были поставки оборудования для связи.

— В воспоминаниях генерала Сергея Штеменко рассказывается, как во время битвы под Москвой командиры ездили на машине в западную сторону, чтобы выяснить, где и в каком состоянии находятся дивизии. На некоторых участках связь полностью отсутствовала. Тогдашняя телефонная сеть в СССР представляла собой запутанную “паутину”: чтобы связать две дивизии по телефону, сигнал шел через Москву и возвращался обратно. Радиосвязь использовалась ограниченно из-за печального опыта Первой мировой, когда немцы расшифровывали российские радиограммы. Именно радио- и телефонная аппаратура, поставленная союзниками, оказала самую значительную помощь Красной Армии.

— Почему разнятся цифры поставок самолетов? В одном источнике говорится, что СССР получил 18700 машин, в другом — 22000…

— США и Великобритания поставили СССР около 21 тыс. самолетов, и в конце войны 13% авиапарка Красной Армии состояло из самолетов, присланных союзниками. Что касается поставок танков и бронемашин, то они не имели такого большого значения. Мы прислали около 11 тыс. танков, но русские танкисты постоянно жаловались, что американские танки “Шерман” сильно проигрывают в бою немецким “Тиграм” и “Пантерам”. Если честно, то советские танки того времени были на порядок лучше. Буквально на днях я общался с одним российским ветераном, который прошел на “Шермане” всю войну. Он сказал мне, что эти танки были очень удобны для экипажа, имели надежный двигатель, но в бою они сильно проигрывали “Т-34”.

— Поставки по ленд-лизу осуществлялись несколькими путями: Дальний Восток, Аляска, Иран и Северный конвой. Какой из путей был наиболее эффективным?

— 49% поставок шли через Владивосток. У СССР и Японии была договоренность, чтобы поставкам “небоевых” материалов через Владивосток не препятствовали. Совфрахт зафрахтовал ряд американских судов, чтобы они постоянно курсировали туда и обратно. Конечно, не обошлось без потерь. Некоторые суда, следовавшие во Владивосток, были потоплены японскими подлодками в Тихом океане, однако мы до сих пор не знаем, было ли это случайно или намеренно. Поставки через Ближний Восток стали возможными после того, как британцы построили железнодорожную магистраль через весь Иран. Кстати, совсем недавно на церковной мессе у себя в городе я встретил американского ветерана, который участвовал в этих поставках.

— История разгромленного в 1942 г. конвоя PQ-17 наглядно показывает, насколько опасны и трудны поставки грузов по морю…

— Конвои транспортных кораблей, направлявшихся в Архангельск, было крайне тяжело защищать. Если в Атлантике их можно было прикрыть с воздуха, то в условиях полярного Севера это становилось практически невозможным. К тому же в апреле 1940 г. Германия завоевала Норвегию, которая стала плацдармом для атак наших конвоев.

— Я знаю, что лишь к 70-м годам СССР и США смогли договориться, как именно рассчитаться друг с другом по ленд-лизу…

— Президент Рузвельт был “отцом” ленд-лиза. Если бы он прожил чуть подольше, то вопрос о долгах был бы решен вскоре после окончания войны. В соглашениях по ленд-лизу сказано, что все долги СССР обязан погасить по окончании войны. Представьте, насколько осложнились эти переговоры после того, как началась “холодная война”. И сейчас за Россией как за правопреемником СССР числится долг по ленд-лизу — 722 млн. долл. Лично я не думаю, что вы нам что-либо должны. Тем более что российское правительство не собирается возвращать эти деньги, а Америка не будет их требовать. По закону президент США может в любой момент “простить” долг, к примеру, в благодарность за помощь в борьбе с международным терроризмом. И сегодня этот долг носит лишь формально-политический характер.

— Почему же СССР не вернул все, что получил?

— Потому что администрация Рузвельта этого не требовала. Основной целью ленд-лиза было укрепить союз с СССР. В середине 50-х СССР вернул США часть противолодочных кораблей. Что касается танков и бронемашин, то мы не были очень заинтересованы в их возврате — большая их часть была утеряна или повреждена во время боев.

— Есть версия, что отказ СССР заплатить за ленд-лиз и стал катализатором “холодный войны”…

— Мне как исследователю ленд-лиза очень польстило бы, если бы это было так. Да, конечно, отказ СССР рассчитаться по долгам внес свою лепту в противостояние Запада и Советского Союза, но в целом этот вопрос всегда был на периферии в отношениях двух стран.

— Известно, что большую часть помощи по ленд-лизу получил не СССР, а Британская империя. Они-то хотя бы расплатились?

— Советскому Союзу мы направили 32% всех поставок, в то время как Британская империя получила 58% помощи. Английские войска воевали против Японии в Индии и Бирме, и мы поставляли вооружение и материальную помощь даже туда. Также мы помогали Австралии и поддерживали французское освободительное движение. Могу сказать одно: если бы СССР, пусть с натяжкой, и смог бы обойтись без поставок по ленд-лизу, то Великобритания точно не выстояла бы. Экономика осажденной Великобритании была на грани коллапса. В благодарность за ленд-лиз Британской империи пришлось пойти на уступки и принять доллар как официальную валюту в бывших колониях. Это был сильный удар по “имперскому” самолюбию: Великобритания стала покупать товары из колоний за доллары. Уже после Первой мировой войны стало ясно, что Великобритания проигрывает во влиянии США. После Второй мировой англичане стали нашими “младшими” партнерами.

— Всегда интересовал такой вопрос: откуда в начале 40-х США, едва вылезшие из Великой депрессии, взяли столько средств для помощи союзникам?

— Великая депрессия закончилась аккурат к 1940 году, но наша военная промышленность работала на полную мощность, безработица была преодолена, и экономика постоянно развивалась. На свои сбережения люди покупали “военные облигации”, тем самым помогая фронту. Всего на Вторую мировую войну мы потратили 300 млрд. долл. (в ценах 40-х годов), а ленд-лиз обошелся нам в 46 млрд.

— На базе американского внедорожника “Виллис” в СССР построили джип, использующийся до сих пор. США никогда не выражали недовольства “нарушением авторских прав”?

— В 40-е годы у посольства США в Москве был “разъездной” “Бьюик”. Однажды нам поступил запрос с советской стороны предоставить машину на один день. Посольство удивилось, но отдало автомобиль, решив, что русские, видимо, хотят снять с него отпечатки пальцев или что-то еще в этом роде. Когда же машину вернули, то наши техники сразу сказали, что за ночь “Бьюик” аккуратно разобрали и собрали “по винтику”. Недавно я в Екатеринбурге увидел старую советскую “Волгу” — чем-то она мне тот “Бьюик” напомнила.

— Мой дед, прошедший всю войну, рассказывал, что такой тушенки, как “ленд-лизовская”, он никогда не пробовал — солдаты называли ее “второй фронт”.

— Меня про эту тушенку спрашивали все ветераны, с которыми я встречался в России. Ума не приложу: что в ней было особенного?! Когда вернусь домой, обязательно узнаю ее состав.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру