Засекреченные коды

Пол-Казахстана колесит с российскими номерами

Казалось бы, невинный вопрос: а собственно, какому именно региону России принадлежат номера с кодами 94 и 98, которые еще в конце 2002 года появились на некоторых автомобилях в столице? Почему до населения донесли информацию о том, что вскоре в Москве появятся номера с кодом 177 (для Московской области — 150), а два вышеупомянутых покрыты завесой тайны?


Начнем с кода под номером 94. Существовали три версии — ни одну из них правоохранительные органы с нами обсуждать не захотели. Первая — это новые номера Чечни, вторая — спецномера МВД и третья — машины, принадлежащие космодрому Байконур.

И только с помощью наших читателей нам удалось установить истину.

Но начнем с версии №1. Версия Чеченской Республики отпала сразу, и ее логично прояснили в ГИБДД Москвы. С 1 апреля 2001 года по приказу начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ Владимира Федорова были ликвидированы все номера Чечни с индексом 20, и после перерегистрации “поле боевых действий” переведено на индекс 95.

Версия №2 — спецномера МВД. Она была не лишена правдоподобия, ибо согласно приложению №1 приказа МВД России от 30 июля 1993 г. №362 цифровые коды регионов РФ с 90-го до 98-го находятся в резерве МВД России.

И, наконец, третья версия — г. Байконур. Она оказалась наиболее правильной: на наш призыв откликнулись аж два обладателя машин с номерами кода 94. Оба подтвердили, что 94 — это код г. Ленинска (более известного как Байконур) Кызылординской обл., находящегося в... Казахстане. Но какое тогда отношение имеет некий регион Казахстана к России? Оказалось, что все просто. Весной 1992 г. космодром Байконур, как и все военные и космические объекты союзного значения, был указом президента Назарбаева объявлен собственностью Республики Казахстан.

Однако в течение последующих двух лет положение здесь было мало кому понятным. Космические старты по-прежнему осуществлялись российскими специалистами, а в городе Ленинске хозяйничало Министерство обороны России.

В феврале 1994 года проблема, казалось, была урегулирована — между двумя странами был подписан специальный договор, согласно которому производился некий раздел имущества космодрома. Стороны договаривались о том, что арендатор — Россия — будет ежегодно выплачивать юридическому хозяину космодрома — Казахстану — по 115 миллионов долларов, для чего в российском бюджете должна была появиться специальная расходная статья.

Очень скоро стало ясно, что договор об аренде являлся чисто политической декларацией двух президентов с целью успокоить общественное мнение и дать хоть какую-то возможность космодрому выполнять свои функции на правовой основе. Ни в 1994-м, ни в последующие годы Казахстан так и не получил ни одного цента из оговоренных 115 миллионов долларов в год. Все обращения казахстанской стороны о погашении задолженности наталкивались на встречный аргумент: Казахстан сам должен России очень много и по самым разным статьям.

Препирательства из-за взаимных долгов продолжались до октября 2001 года, когда в Алма-Ату прилетел президент Борис Ельцин. После недолгих переговоров со своим коллегой Назарбаевым Борис Николаевич в очередной раз торжественно объявил о том, что между двумя странами больше нет никаких проблем.

Именно тогда и появилась идея использовать спецномера с индексом 94 для тех россиян, которые служат на космодроме. Позже из Казахстана часть машин была продана в российские города по доверенностям, и они уже не первый год колесят по бескрайним просторам нашей многострадальной родины, появившись теперь и в Москве.

Только вот одно непонятно — почему из пустякового дела надо было делать какой-то секрет.

Что касается региона 98, то его принадлежность тоже хранилась в тайне. Первые машины с такими индексами были замечены еще три года назад. Оказалось, что были “первые ласточки”, полученные “блатными”. На самом деле с конца 2004 года код 98 стал вторым после 78-го индексом города Санкт-Петербурга. Автомобили, зарегистрированные в Ленинградской области, по-прежнему довольствуются пока кодом 47.

Нынешней весной из резерва МВД РФ взяты еще два кода — 93 (помимо 23-го) для Краснодарского края и 96 (помимо 66-го) — для Свердловской области.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру