Лука Москвы

После американских угроз “батька” готов на все

Все как в поговорке: в Киеве — дядька, а в огороде — бузина. Пока “дядьки” в Кишиневе строят проамериканские планы, в российский “огород” прибыл Лукашенко. Давно подмечено: приступы “союзного сближения” у президента Белоруссии случаются тогда, когда над его властью нависает угроза.


Кондолиза РАЙС — на брифинге в Вильнюсе:

“Это последняя настоящая диктатура в Центральной Европе, и настало время для перемен в Белоруссии”.


Александр ЛУКАШЕНКО — перед визитом в Москву:

“Уже хорошо то, что она знает, что есть такая страна Белоруссия”.


Между Кишиневом и Москвой вчера воцарилось высокое напряжение. Искры сыпали во все стороны.

На одном конце — в Кишиневе — собрались на саммите ГУУАМ (по первым буквам стран-членов) Ющенко, Саакашвили и Воронин с их друзьями из госдепа США.

На другом конце — в Москве — Путин, глубоко запрятав искренность, с улыбкой жал руку Лукашенко.

Запад хотел бы видеть ГУУАМ альтернативой надувному СНГ. Хорошо впитывающей американские заветы “прокладкой” между Россией и Европой.

Путин хотел бы видеть на месте Лукашенко кого-нибудь другого. Но вот парадокс: если бы не “батька”, давно бы уже развалился наш двойственный Союз. А без него куда? Кто остался-то?

Теперь главная интрига: что будет с Белоруссией? Оправдается ли предсказание Кондолизы Райс? И сдаст ли Кремль “батьку” с потрохами?

Официальный повод визита Лукашенко — заседание Высшего совета Союза Белоруссии и России. Высший совет должен будет обсудить пути интеграции, перехода на единую союзную валюту и подготовить Конституционный акт Союза к принятию. В общем, летим в Союз на всех парах. Такого стремительного броска к единому государству еще недавно никто и не ожидал. “Батька”, обиженный предложением стать “одним из российских губернаторов” и необходимостью платить за газ, совсем было собрался организовать рядом с Европой мини-Северную Корею, замкнутую, но непокорную. Да шквал революций заставил пересмотреть свои взгляды. В последние недели по Минску ходит информация, что “батька” готов к созданию единого государства и даже согласен уступить роль президента Союза Путину, самому удовольствовавшись лишь участью вице-президента. Мол, попробуйте теперь меня троньте — “я в домике”.

Вопрос: зачем Путину спасать одиозного Лукашенко, рискуя вместе с ним оказаться в роли изгоя? Некоторые даже уверяют, что Россия может променять союзника на членство в “Большой восьмерке”. Хотя это — не совсем прагматично. Если отдать Лукашенко, то у нас вообще никого не останется. Кругом одни демократии, которые хлебом не корми, а дай им вступить в НАТО и ЕС. Неумной политикой на постсоветском пространстве Россия сейчас сама поставила себя в забавную ситуацию: как говорится, “один есть порядочный человек, да и тот, если по правде, — большая сволочь”. Путин, конечно, может сделать вид, что завтра в ответ на ГУУАМ и начало вступления Украины в НАТО мы создадим свое мощное государственное объединение, равное прежнему СССР. Но вряд ли поверят: конечно, обрусение Белоруссии на фоне европеизации всех прочих стран СНГ будет выглядеть эффектно. Мол, не только вы демократию экспортируете, но и мы кое-что еще можем. Только вот Лукашенко-то куда девать? “Одомашненный” диктатор — все равно диктатор. Белорусские граждане давно с удовольствием поменяли бы себе лидера, если бы могли. И если бы мы помогли им в этом, то, может быть, были бы очень благодарны. А за то, что мы их “пришьем к себе” вместе с тираном-“батькой”, спасибо нам вряд ли скажут. И вот тогда уж точно будет еще одна революция. Но уже — в Союзном государстве Белоруссии и России.


Мы задали экспертам два вопроса:

1. Возможна ли “оранжевая” революция в Белоруссии?

2. Может ли она увенчаться успехом?


Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ, политолог:

1. Она вполне возможна, и я думаю, что к концу года мы все в этом убедимся. Правда, она будет называться не оранжевой, а картофельной. Этот овощ служит оружием пролетариата.

Но революция будет, безусловно, кровавой. Лукашенко человек решительный, спецслужбы преданы ему, а народ ожесточен до предела. Кроме того, антилукашенковской оппозиции помогают не только в Америке, но и в России. Эта помощь реальная.

2. Мне кажется, что революция в Белоруссии обречена на успех. Слишком много сил в этом заинтересовано.

Борис МАКАРЕНКО, зам гендиректора Центра политических технологий:

1—2. Нет, это невозможно. Для любой революции необходимы следующие условия: оппозиция и хоть какой-то лидер. Это стартовый набор, который может при некоторых условиях и привести к победе. Но в Белоруссии нет ни лидера, ни оппозиции.

Революции не будет, и победы — тоже.


$5 000 000 на программы поддержки демократии в Белоруссии выделяет Америка. Сенат США в четверг единогласно утвердил законопроект о дополнительных расходах федерального бюджета США на текущий финансовый год, предусматривающий, в частности, выделение денег на борьбу с Лукашенко. Из предусмотренных для белорусской демократии пяти миллионов сенатский комитет по ассигнованиям еще в начале месяца рекомендовал выделить $2 млн. на “действия по укреплению демократических политических партий” в Белоруссии.

У Лукашенко будет возможность в ближайшее время пересечься со своим американским коллегой — на московских торжествах по случаю 60-летия Победы. И вроде бы даже была запланирована встреча двух президентов. Но после изречений бушевского альтер эго о диктаторской натуре лукашенковского режима дальнейшее сближение вряд ли возможно.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру