Казанова - длинный клык

Хорошая жена стоит 38 коров

23 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 214

Журналист и путешественник Леонид Круглов два месяца провел в Эфиопии, в первобытном племени сурма. Эти люди как будто застряли в каменном веке. Они не знают своего возраста, и календаря у них тоже нет. Вождь время от времени кладет камень и по выросшей куче определяет, сколько дней прошло. О том, как живет этот уникальный народ, в эксклюзивном интервью “МК” поведал Леонид.


— Мы встретили их неожиданно — на тропинку вдруг вышел совершенно голый человек с “калашниковым” на плече. Видимо, оружие попало к ним в результате обмена между племенами, там ведь рядом район наркотрафика.

В этом племени мы узнали про битву, которая называется донга. Это бой на длинных тонких палках, задача — с огромной скоростью отражать удары противника и наносить их самому. Похоже на рыцарские состязания в средневековье. Смысл этих битв — произвести впечатление на девушек. У победителя всегда много поклонниц, и он из них выбирает себе жену. Победитель определяется так — противник падает в изнеможении либо встает на колени и просит прекратить бой.

Мы стали свидетелями битвы, которая закончилась банальной потасовкой. Какая-то женщина из “нашей” деревни толкнула женщину из другой деревни, а ее муж решил вступиться за жену. Поскольку мужчины на время битвы оставляют свои автоматы женщинам, то некоторые дамы начали передергивать затворы и припугивать друг друга. Ситуация была критическая, началась перестрелка. Все упали на землю, а я продолжал снимать, что происходит вокруг. К счастью, никто не пострадал. Зато я снял лучшие свои кадры.

— В чем выражается первобытность сурма?

— Напрямую с цивилизацией они не соприкасаются. Оружие, ткани, какие-то продукты обменивают у соседей. И они сохранили все традиции первобытной Африки. Начиная со шрамирования, прохождения болезненных испытаний и заканчивая первобытными верованиями. Если в других племенах сильно влияние миссионеров, то здесь такого нет. Интересно — один старенький вождь рассказал нам знаками, что давно-давно прилетала большая птица (мы поняли, что это был вертолет), оттуда вышли люди и сделали какие-то уколы нескольким жителям.

Кроме бритвы, ткани, в которую они иногда заворачиваются, и автоматов Калашникова предметов “цивилизации” я здесь не видел. Хотя иногда к ним попадают странные вещи. Например, во время донга я увидел бойца в розовой детской шапочке в форме зайчика со свисающими ушками. Как она к нему попала — загадка.

Я встретил девушку — полумесяцем шрам

Местные женщины в молодости довольно привлекательны, только вот на лбу и на щеках шрамы, а над глазами татуировка. Они все обезображены — растягивают мочки ушей и нижнюю губу до невероятных размеров. Когда девушка начинает готовиться к замужеству, она вставляет в губу маленький диск, а за год сменит несколько, и в итоге он увеличится до размеров тарелки — это знак того, что женщина вышла замуж, как обручальное кольцо у нас.

Исследователи долго пытались понять, почему женщины в диких племенах так себя уродуют — татуировками и шрамами. Ведь если у мужчин каждый рисунок имеет свой смысл и свое значение, у женщин он носит чисто декоративный характер. Одна из самых распространенных версий — когда в этих местах появились колонизаторы и стали угонять людей в рабство, чтобы сохранить в племени людей, сурма придумали такую форму защиты — сознательно уродовали женщин, чтобы они не были такими привлекательными.

Мужчины-сурма ходят голые, только на пенисы надевают кожаные чехольчики, чтобы насекомые туда не забрались. У женщин набедренные повязки и много браслетов на руках и ногах — больше ничего. Спать сурма могут прямо на камнях, питаются мукой, разведенной в воде. В основном они вегетарианцы. Не охотятся, а живут за счет коров. Буренки считаются у них главной валютой. Например, жена стоит 38 коров. Если скотины нет — так и останешься бобылем.

— Если они болеют, то как лечатся?

— У них есть определенный набор лекарственных трав, они помогают при малярии. От желудочных червей они пьют сильное рвотное, а червячков из-под ногтей просто выковыривают. Еще у них есть заговоры всякие. Причем шаман обходит вокруг человека с чаном воды, как будто снимает что-то с него и кидает в воду. Такая вода прямо на наших глазах стала черного цвета!



Телевизор с человеческим лицом

— А как ты их понимал?

— Был переводчик, который хорошо владел английским, он всегда был при мне.

Там есть люди-телевизоры, то есть те, кто прекрасно имитирует все звуки. Он садится и начинает рассказывать — даже я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Показывает мимику, жесты, изображает походку людей, так что сразу понятно, про кого он говорит. Все садятся в кружок и смотрят. Это такая первобытная форма театра. У человека в голове “записаны” все самые яркие моменты его жизни, которые произошли много лет назад, — например, битвы. Очень интересно за этим наблюдать.

— А как с преступностью?

— Иногда крадут коров, но не внутри племени, а во время набегов на другие племена. Друг у друга — нет, хотя все хижины открыты.

Детективные истории если и есть, то вокруг отношений мужчины и женщины. Например, мы стали свидетелями такого случая. Мужчина ушел перегонять коров, а это занимает дни и даже недели. Когда муж неожиданно быстро вернулся, то застал в своей хижине жену с другим. Он очень долго гонял соперника по всей деревне, угнал куда-то в джунгли, там началась драка. На следующий день они уже сидели вдвоем с соперником у костра и мирно беседовали. Наверное, обо всем договорились. Жестких конфликтов между ними нет. Это происходит только между бойцами. Если один другого победил, они потом долго ходят, вынашивают планы ответной битвы и собираются на реванш.

— Как сурма хоронят?

— Над нашей деревней, повыше, была еще одна. И вот как-то мы услышали беспрерывную стрельбу. Решили, что идет какая-то драка, но в течение трех дней крики и стрельба продолжались. Мы спросили, в чем там дело, оказалось, что умерла жена уважаемого вождя. Поднимаемся на холм, где располагалась соседняя деревня, и видим следующую картину. Вокруг деревни гоняют стадо быков. Несколько людей его гнали, а несколько имитировали засаду — прятались в кустах, нацеливали копья на быков, кричали. Потом выскакивали из “укрытий”. В это время другие люди забрались на крышу хижины, где жила покойница, и стали прыгать на крыше, постепенно ломая ее. Одновременно с этим стадо каждый раз загоняли за ограду и приносили в жертву одно из животных. Странная была картина — скачущие на крыше люди и целая площадь убитых коров. Потом их все вместе долго ели. Но самое интересное: когда мы спросили, как звали покойную и чем она занималась, выяснилось, что мы нарушили какой-то серьезный закон. У них нельзя спрашивать о мертвых, и место, где похоронили человека, никому не показывают.

Есть одна интересная легенда о том, что раньше они были рыбами и жили в большом озере. Хотя они живут в пустынной местности и плавать не умеют. А потом они вышли из воды на сушу. Согласись, теория, близкая дарвиновской.



Бычья песня

— Иногда молодежь устраивает “вечеринки”. В одну хижину средь бела дня набивается огромное количество людей. Парни по кругу передают брагу, все толкаются, хихикают. Они разговаривают, что-то вспоминают, шутят. Но все шутки у них связаны с длиной полового члена — у кого короче, а у кого длиннее. Например, очень распространены клички типа Длинный Как У Слона. Это у них вызывает очень живую реакцию, и вокруг этой темы много прибауток.

— Ухаживания у них есть?

— Ярко выраженного нет, но, если они встретились глазами, это уже говорит о симпатии. Признаком симпатии также считается, если парень после битвы поет девушке, которая ему нравится, песню победителя — это слова с рычанием вперемежку. Текст примерно таков: “Я лучший, самый сильный бык! Кто со мной сразится?” А девушка ему после этого надевает бусы, сделанные для него. Если парень их принял — у них любовь...






    Партнеры