Букварь второй свежести

Почему дорожают школьные учебники?

25 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 395

До 1 сентября еще далеко, но столичные издательства уже начали готовиться к осеннему буму. У них две проблемы: как получить на учебники гриф “рекомендовано” или хотя бы “допущено” (без этого школы не возьмут) и как продать их подороже.


По правилам, обновлять школьные библиотеки положено раз в четыре года. Но для этого нужно как минимум 3,5 миллиарда рублей, реально выделено 900 миллионов. А после принятия в августе 2004 года печально знаменитого 122-го закона приобретать новые учебники станет еще сложнее — пополнять книжные фонды обязали субъекты Федерации.

— Большинство регионов живет за счет дотаций. И если перед главой администрации встанет вопрос, на что потратить полученные средства, то кого он выберет — милицию, которая его охраняет, или школьников? — задает почти риторический вопрос вице-президент Российского книжного союза Александр Кондаков.

Реально школьные библиотеки обновляются раз в 15—20 лет. Во многих до сих пор в ходу пособия, выпущенные в середине 1980-х. И не потому, что выбрать не из чего — с этим как раз все в порядке, по каждому предмету — несколько десятков наименований. Дело в отсутствии денег. Москвичам еще повезло: в городской казне хватает средств на учебники, а в регионах покупать их заставляют родителей. Комплект для первого класса, к примеру, стоит порядка 900 рублей. Для провинции — огромная сумма. Ситуацию осложняют еще и книжные спекулянты: мелкие торговцы закупают книги по 40—50 рублей, а продают по 100. И никуда не денешься — не ехать же в Москву, на дороге разоришься... Столичные издатели, к сожалению, никак не договорятся между собой. Казалось бы, чего проще: открыл “точки”, поставил туда книги... Но нет — каждый издатель думает только о себе. Вот и плачут родители перед 1 сентября, а спекулянты потирают руки...

По правде сказать, москвичам тоже приходится раскошеливаться: во многих школах ученики занимаются по углубленным программам, особенно по иностранному языку, обычные учебники здесь не подходят. Приходится покупать их за свой счет. К книгам полагаются рабочие тетради и дидактические материалы... В общем, бесплатная учеба обходится в копеечку.

За четыре года цены на учебники увеличились почти вдвое — с 40 до 60—70 рублей. А с сентября, по словам Кондакова, подорожают еще на 30—40%. Главная причина — монополия на офсетную бумагу. Только на ней по санитарно-гигиеническим нормам положено печатать учебники. За тонну бумаги заламывают 1100 долларов, в Европе же она стоит всего 700... Между тем 40% цены учебника — это расходы на бумагу.

Еще одна особенность российского рынка: по закону, заказывать учебники должна сама школа. Заявки от педагогов поступают сначала в район, потом в — область, затем — в регион, и уже оттуда — в издательства. Но на практике все обстоит иначе. Трудно себе представить, чтобы деревенская учительница (а в России из 63 тысяч школ 42 тысячи — сельские) оценивала все имеющиеся комплекты. Ведь только для начальной школы их 12... Поэтому заказы делают дамы-методисты. Крупные издательства давно уже их “прикармливают”: устраивают для них выездные семинары в домах отдыха, приглашают в столицу на конференции... Для многих “методисток” эти поездки стали привычными шоп-турами, и они, естественно, будут лоббировать интересы “своих” издательств. О честной конкуренции речи не идет... А где монополия, там цены неизменно ползут вверх...






Партнеры