Девушка с севера

Ирина Чащина: “До Пекина я точно не дотяну”

На Олимпиаде в Афинах Чащина заняла второе место. Второе вслед за своей подругой Алиной Кабаевой, которая сразу же после победы завершила блестящую спортивную карьеру. А Ира осталась в художественной гимнастике дальше. Логичным было бы предположить, что она все-таки решила добиться олимпийского “золота” и покорить Пекин-2008. Однако корреспонденту “МК” Чащина призналась, что гимнастическую карьеру планирует закончить еще до начала следующей Олимпиады...


Ирина Чащина вошла в сборную страны по художественной гимнастике лишь за год до игр в Сиднее, и тренеры рассчитывали, что ее четырехлетка наступит уже после 2000 года, а триумфом станет олимпийское “золото” Афин. Тогда на олимпийское “золото” Сиднея претендовала Алина Кабаева, но удача отвернулась от нее: ускользнул из рук злосчастный обруч, и первое место досталось другой россиянке — Юлии Барсуковой. Тренер Кабаевой Ирина Винер убедила Алину не бросать художественную гимнастику, а доказать всем, что именно она лучшая.

На мировой арене появились две спортсменки одного, супервысокого, уровня, которые и стали делить пьедестал всех престижных соревнований: Кабаева и Чащина. Для судей порой было очень нелегко определить, кому же из двух россиянок отдать “золото”, но чаще чаша весов склонялась в сторону Кабаевой. Ни для кого не секрет, что Алина была любимицей Ирины Винер. Чащина — скорее падчерицей. Хотя у Иры была своя гимнастическая мама, хоть и не такая влиятельная, но зато любящая от всего сердца и во всем поддерживающая, — это ее личный тренер Вера Штельбаумс. Алина Кабаева тогда выиграла “золото” Афин. Чащина же во время упражнений с лентой допустила ошибку, ее предмет завязался в узел, музыкальное сопровождение ушло вперед, некоторые элементы пришлось пропустить...

— Ира, наверное, в тот самый момент ты и поняла, что “золото” ускользнуло из твоих рук?

— Уже выходя на ковер, я подсознательно чувствовала, что мое место — второе. И украинка Аня Бессонова скорее всего понимала, что она будет третья. Но меня нельзя упрекнуть в том, что я опустила руки или утратила главное для спортсмена качество — стремление к лидерству. Когда моя лента превратилась в большой бант, я, наоборот, постаралась собрать все силы в кулак и продолжать выступать. Ведь могли и “серебро” потерять. С Алиной в итоге у меня получился разрыв в балл, а ошибка с лентой стоила всего две десятых.

— Что тебе больше всего запомнилось в Афинах?

— Жара. А мне как северной девушке температуру плюс 40 переносить крайне сложно. Ну а если серьезно, то вспоминается огромное нервное напряжение. На психологическое состояние повлияло еще и то, что мы выступали самыми последними — 29 августа. Наши коллеги уже праздновали победы и оплакивали поражения, а у нас все было только впереди.

— Как сложились твои дальнейшие отношения с Кабаевой после Олимпиады?

— Они не изменились. Мы как были всю жизнь подругами, так ими и остаемся по сей день...

Уникальная ситуация: извечные соперницы на ковре, они сохраняют нормальные человеческие отношения. Чащина и Кабаева действительно чуть ли не лучшие подруги и искренне желают друг другу добра. Девушки абсолютно разные. Кабаева родом из солнечного Ташкента, Чащина из северного Омска. Алина в жизни яркая, пестрая, человек-вихрь. Ира, напротив, спокойная, уравновешенная, замкнутая. В свободное время Кабаева любит зажечь на дискотеке, а Чащина — погулять в одиночестве.

— Когда нас дисквалифицировали, Алинка начала мелькать на светских тусовках, в телепрограммах — в общем, ушла в народ. А я поехала домой в Омск учиться в университете физической культуры и потихоньку тренироваться. Мне в тот момент нужны были покой и уединение. Сейчас я уже на последнем курсе вуза. А Алина, она такой светлый человечек, мне кажется, что она создана для людей. Она отдает им свою энергию, которая из нее просто хлещет фонтаном. Я же люблю одиночество и тишину.

— Всегда хотела при случае спросить: у вас на купальниках такое огромное количество бусинок и блестяшек, что создается впечатление, будто они тянут к земле во время прыжков...

— Да, порой надеваешь выступательный костюм и чувствуешь себя рыцарем в кольчуге. Но это не значительный груз, просто иногда не совсем удобно. А на перекатах и кувырках они не мешают. Предметы мы тоже украшаем — обматываем специальной блестящей лентой. Но с этим нужно быть аккуратной — они должны соответствовать стандартному весу.

— У тебя есть любимые и нелюбимые предметы?

— Люблю обруч. А к мячу у меня вообще странное отношение: с детства я хотела, чтобы он был... квадратным. Чтобы можно его было за что-то ухватить...

— Не нужно быть профессионалом, чтобы понять, что у тебя очень сильные ноги, — высокие прыжки вообще твой козырь. Это от природы?

— И от нее тоже. А вообще, когда я была маленькая, мой дедушка, который меня и привел в гимнастику, смастерил мне грузики, я их укрепляла на ноги и прыгала с ними. В результате развился такой мощный толчок.

— Ты сейчас безоговорочный лидер в команде, будешь, как Хоркина, “бабушкой” на следующей Олимпиаде?

— Это да, сейчас я, конечно, “бабушка”, гимнастка преклонного возраста, если хотите, но следующей Олимпиады в моей жизни не будет. Мне ведь к пекинским соревнованиям уже стукнет 26 лет! Тут молодежь на пятки наступает: Вера Сесина, Ляйсан Утяшева, Оля Капранова уже составляют мощную конкуренцию. А у меня нога болит — старая травма. Я решила: выступлю на чемпионате мира в ноябре, и все — ухожу...

— А как же Пекин? Это окончательное решение?

— Да... Не знаю... Посмотрим, в общем.

Помимо спорта в жизни Ирины Чащиной появилось много других интересных вещей. Ей ведь теперь как почетному члену сборной команды можно не жить постоянно на базе в Новогорске, а вечером уезжать в Москву. У Иры есть своя квартира в столице и машина — в общем, не девушка, а мечта завидных женихов. Замуж, правда, пока не торопится.

— Претенденты на твое сердце наверняка ходят толпами под окнами?

— Поклонников много, но, скорее, не моих, а моего гимнастического таланта. Однажды после соревнований мне некий аноним прислал огромный букет из 101 розы. Я потом все-таки узнала, кто это был: оказался моим земляком из Омска.

В свободное от тренировок время Ирина Чащина ходит в кино и не пропускает премьер. Есть у Иры еще одна страсть: ее автомобиль “Пежо”, который ей достался в подарок на 21-летие. Говорит, что если долго никуда не выезжает с базы, то вечером может спуститься во двор и просто посидеть в салоне своего авто.

В будущем Ира хочет стать психологом и с тренерской карьерой связываться не собирается. После университета физической культуры она собирается поступить на психфак и получить второе высшее образование.

— Когда в Москве бывают жуткие пробки, я бросаю свою машину где-нибудь в городе и ныряю в подземку. Еду в метро, всматриваюсь в лица людей, пытаюсь понять, о чем они думают, почему совершают те или иные действия. Полагаю, что из меня получится неплохой психолог, ведь даже на тренировках, когда девчонкам плохо и они плачут, я подхожу, утешаю, разговариваю с ними, и им это помогает, а меня радует, что я могу им помочь.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру