Москву возьмут в железное кольцо

Столичные власти хотят “скрестить” метро с электричками

26 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 253

Еще лет десять назад столичные власти затеяли суперпроект — организацию пассажирских перевозок на Малом кольце железной дороги, окружающем центр города. С удобными составами, станциями, переходами к метро и на другие железнодорожные ветки, с пересадкой на электрички.

Сначала движение твердо собирались открыть в 2001 году, потом в 2003-м, 2005-м... А по последним словам отцов города, включая самого Юрия Лужкова, пассажирские поезда пойдут “по-маленькому” в 2006 году.

В том, что Москва давно нуждается в единой сети метро и электричек, как, к примеру, в Париже, — нет никаких сомнений. Насколько реальны планы запустить-таки по сути новый вид транспорта, который сильно облегчит жизнь москвичей, — решили выяснить корреспонденты “МК”.


— Ничего мы не знаем, и никакой информации у нас пока нет: уточняется план работ. И пустить вас туда мы не можем — объект стратегический! — так ответили в пресс-службе МЖД на наш запрос о ходе работ по переделке Малого кольца Московской железной дороги в оживленную транспортную артерию. В связи с уже близким открытием пассажирского движения ответ показался странным.

Тогда корреспонденты сами решили отрапортовать и железнодорожникам, и городским властям о ходе работ на Малом.

Водка с фронта

Насчет стратегического объекта в пресс-службе очень верно заметили. Прямо в точку. Протяженность Малого кольца — 54 километра, оно проходит через всю Москву. Поэтому попасть на него и любой “шпион”, и вообще любой может практически в любом его месте. Чтобы вволю погулять по рельсам, любуясь на застывшие ржавые платформы, давно поросшие мхом. Кстати, по словам железнодорожников, это тоже “стратегический запас” — на случай войны...

Действительно, обстановка на Малом кольце вполне армейская — пьянство, воровство, нелепые смерти. Пьют прямо на рельсах. Все: люди в оранжевых жилетах, бомжи, просто граждане, живущие по соседству. На наши вопросы отвечают с усилием. Некоторые когда-то что-то слышали о готовящихся властями переменах. А некоторые не помнят и своего имени.

Пожухшие венки памяти погибших — вдоль всей трассы. Под одним из мостов даже привинчена металлическая табличка: “Прощай, Коля”. Этот Коля, как и его “коллеги”, — пьяные жертвы товарняков, которые гоняют вагоны меж товарными станциями. Благодаря этим поездам на Малом кольце буйным цветом цветет не только бурьян, но и воровство.

— Как крадут? — просветил нас работник станции Канатчиково. — Да молча. Вот составы стоят на путях — приезжают ночью прямо на машинах и разгружают их. На станцию ведь каждый может зайти. Даже заборов нет.

Зато мосты через реки на Малом кольце охраняются сурово — даже террорист не пройдет. По мосту, ведущему к ЗИЛу, охранник нас не пустил. И разговаривал, держа в руках карабин:

— Здесь все видеокамерами оборудовано. Мы вас еще за несколько сот метров засекли... А насчет будущего транспортного кольца... Все только обещают и обещают. На нашем участке третий начальник за два года сменился. Какая уж тут работа?

Меж тем грузоперевозки по Малому за последнее время не сократились. Возможно, они и стали камнем преткновения между московскими властями и МЖД. Поскольку, если пускать здесь пассажирские поезда, перевозки придется свернуть. Или строить параллельные пути, что очень дорого. Власти городские и железнодорожные до сих пор спорят: что менять, как менять, а главное — кто за все это будет платить.



Совершенно несекретно

Концепция использования кольца под пассажирское движение была разработана в НИиПИ Генплана Москвы еще в 1994—1995 годах. Ах, какие были планы! Задумывалось, что на нем будет 30 станций, а поезда станут ходить каждые 5—10 минут с раннего утра до поздней ночи без перерывов на обед. Стоимость билета собирались сделать такой же, как в метро, а пенсионерам, инвалидам, студентам и сотрудникам спецслужб полагались льготы (привет Зурабову!). Всего по кольцу собирались пустить 40 электричек, которые перевозили бы в сутки до 900 тысяч человек. По расчетам инженеров, это позволило бы москвичам сэкономить кучу времени — вместо получаса, проведенного в метро, на кольце нужно затратить всего несколько минут.

Говорят, обещанного три года ждут. Но, поскольку стоимость проекта оценивалась минимум в миллиард долларов, идея зависла на десять лет. Не только простые москвичи, но и авторы концепции сочли было, что осуществиться замыслу уже не суждено. Как вдруг МЖД и правительство Москвы нашли взаимопонимание. Было объявлено, что строить пассажирское кольцо будут на паях — 50 на 50. Революционное решение столичный мэр озвучил в конце февраля 2005 года во время традиционного субботнего объезда.

“К концу 2006 года мы построим первые 10 станций. Это сложное и довольно дорогое дело, но оно стоит того”, — сказал градоначальник. Сейчас проект все еще уточняют. Какими будут станции, поезда, интервал движения и прочее — достоверно пока не знает никто. А если кто и знает, не говорит.

— Проектная документация находится на оформлении, — признались “МК” в “Мосгипротрансе”. — А мы думаем, как решить задачу, поставленную правительством Москвы. Честно говоря, полтора года на реализацию столь масштабного проекта мало.

Понятно, что процесс электрификации Малого кольца очень длительный и дорогостоящий. Хотя от площади Гагарина и начали было укладывать путь под электричку, далеко он пока не протянулся. Поэтому в любом случае на первых порах по кольцу пустят поезда на дизельной тяге.

По словам Лужкова, возить пассажиров будут “пассажирские составчики с дизельным приводом в режиме евро-3, они не будут нарушать экологический баланс, и это будет хорошим дополнением к общественному транспорту Москвы”. Скорее всего их будут заказывать на Мытищинском заводе. Какой будет “начинка” вагонов — тоже пока не ясно. Возможно, сиденья будут располагаться так же, как в метро, а может, как в электричках.

В десятку же первоочередных станций скорее всего попадут Владыкино, Ботанический сад, Черкизово, Шоссе Энтузиастов, Волгоградская, Площадь Гагарина, Кутузово, Сити, Новопесчаная и Войковская (список еще не утвержден). Сколько в составе будет вагонов — тоже вопрос.

Что еще известно? То, что на вновь построенных станциях сделают все необходимое для пассажиров: бесплатные туалеты, эскалаторы и лифты для стариков и инвалидов. Главное требование инженеров — чтобы пол вагона и платформа были на одном уровне, а платформы — под навесом. Там, где расстояние от остановки дизеля до станции метро будет большим (от 100 до 300 метров), установят двигающиеся дорожки, что-то вроде горизонтальных эскалаторов (их средняя скорость — 1 метр в секунду). Через каждые 700—800 метров кольца перекинут пешеходные мостики или сделают подземные переходы.

Власти собираются привести в порядок и территорию вдоль кольца. Там появятся АЗС, магазины, офисные центры и т.д. А в жилых районах кольцо отделят от домов шумозащитными экранами и даже посадят деревья.

Но пока работы сводятся к проезду многочисленных комиссий. По свидетельству одного из сотрудников МЖД, ездили здесь даже представители железнодорожной пресс-службы. Опрашивали, какие достопримечательности есть вдоль Малого кольца. То есть куда в будущем везти журналистов на пресс-показы.



Остров погибших “Жигулей”

Достопримечательности действительно существуют. Например, свидетель давней смертельной давки ручей Ходынка. Малая речка из трубы вытекает, в трубу втекает, а по поверхности течет на протяжении метров трех. Но эти три метра укутаны в камень, что Берсеневская набережная. А неподалеку от ручья — вообще нечто потустороннее. Основательный бетонный забор, за которым — прорва битых автомобилей. Забор глухой, подъездов к свалке нет. Даже непонятно, как машины туда попали. И нет никого вокруг, кто бы мог это объяснить...

Кстати, рядом со станциями власти планируют разместить и перехватывающие парковки. По задумке Лужкова, автомобилисты будут доезжать до них на личных автомобилях, оставлять машины там и передвигаться по центру города на общественном транспорте, в том числе и по Малому кольцу. Как пообещал мэр, стоимость стоянки будет минимальной...

Мы продолжаем путь по дороге будущего. Вот, наконец, крупная станция у “Сокола” — стоят составы, даже тепловозы ездят. “Ау, есть кто-нибудь?”

Из-за вагонов навстречу выходит компания полуголых таджиков. Идут с ленцой, настороженно поглядывая на нас. У одного в руке здоровый столовый ножик. Как-то язык не повернулся расспрашивать их о перспективах развития транспортной системы города.

Не помогла нам и томная компания бомжей, расположившихся под мостом. Двое мужескаго полу выпивали, рядом с ними разнополая парочка занималась сексом. Вернее, дама навязчиво пыталась что-то сделать с кавалером, который только мычал.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы... Из всего движущегося сейчас на участке Малого кольца параллельно Ленинградскому шоссе — только корреспонденты “МК”. И вот мы уже неподалеку от Коптева. Наконец-то “рабочее” здание — помещение дистанции пути. Уж там-то, думаем, нам на все вопросы ответят. Заходим внутрь и — ни одной живой души на трех этажах. Грудой свалены какие-то приборы. Охотники за цветметом — заходите, не пожалеете.

...А о происхождении той самой загадочной автосвалки мы с трудом узнали только через два дня. Это, как оказалось, склад-стоянка ГАИ. Схема завоза транспорта, правда, так и осталась тайной. Опять-таки — секретный объект.

Ну так что же — загудит ли это сонное царство через год? Исчезнут ли с Малого кольца гаражные поселки и свинг-клубы для бомжей?

Наш вывод такой: вряд ли. И даже если по Малому кольцу через два года поедут пассажирские поезда, популярностью (по крайней мере на первых порах) они пользоваться не будут. Жители окрестных домов привыкли обходиться существующими станциями метро. А от активного движения по кольцу ничего, кроме шума и грохота, не ждут.

Но ведь если в строительство решили вбухать миллиарды и не рублей, а долларов, — значит, это кому-то нужно. Остается надеяться, что эти “кто-то” мэра столицы не подведут. Несмотря на развал и бардак, увиденный корреспондентами “МК”, Лужков, как известно, не бросает слов на ветер. И у москвичей все-таки есть шанс в ближайшие годы прокатиться по Малому с ветерком.


Справка МК:

Малое кольцо МЖД соорудили еще в начале прошлого века, в 1903—1908 годах. Эта дорога стала уникальной транспортной развязкой, не имевшей аналогов в мировой практике.

Было построено четыре моста через Москву-реку, 15 станционных зданий, на территории которых размещались паровозные и вагонные сараи (депо), кузницы, мастерские, жилые постройки для персонала. Кольцо предназначалось для грузовых перевозок, снабжения столицы товарами, топливом и вывоза готовой продукции. До сих пор сохранились старые железнодорожные постройки в районе станций Лихоборы, Владыкино, Петровско-Разумовское, Братцево, Серебряный Бор, Воробьевы горы.

Кстати, до революции по Малому кольцу уже осуществлялись пассажирские перевозки . На станциях работали билетные кассы, залы ожидания с отоплением и электричеством. А часы, закупленные у известной фирмы П.Буре, были столь же точными, как современные электронные табло.






Партнеры