Не учи ученого!

Министр образования Московской области Лидия Антонова: “В Подмосковье не будет закрыта ни одна сельская школа”

27 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 447

Если осень — начало учебного года, то весна — его финишная прямая и подготовка к новому старту. Будущих первоклассников в это время начинают записывать в школу, у выпускников своя головная боль: шпаргалки, зубрежка, экзамены, а там и школьный бал на носу, вступительная вузовская страда. От всего этого просто с ума сойдешь, а тут еще реформа системы образования, с которой не заскучаешь. На прошлой неделе в Подмосковье, как и по всей стране, прошел первый пробный экзамен по математике по форме ЕГЭ. В Московской области его сдавали учащиеся из 34 городов и районов, “охваченных” экспериментом.

Неудивительно, что на министра образования области Лидию Николаевну АНТОНОВУ, которая в минувший четверг отвечала на вопросы читателей по телефону прямой линии “МК”, обрушился шквал звонков. Родительскую общественность (звонили в основном ее представители) в первую очередь интересовала ситуация вокруг единого госэкзамена. И не только.

ЕГЭ-гей!

— Добрый день, Лидия Николаевна. У меня сын учится в 10-м классе в Бронницах. Скажите, в чем смысл ЕГЭ и для чего его вводят?

— Единый государственный экзамен — это форма итоговой аттестации учащихся. Эксперимент, который направлен на то, чтобы через совмещение экзаменов в школе с экзаменами в вузы сделать более доступным высшее образование, особенно для ребят, живущих в отдаленных районах. В принципе ЕГЭ — это форма анализа качества образования, качества знаний, получаемых учащимся. Кстати, областное министерство образования разослало в школы всех городов и районов специальную литературу по вопросам ЕГЭ, памятки, адресованные ребятам и учителям. Можете ими воспользоваться.

— Участие в ЕГЭ обязательное или добровольное?

— Строго добровольное, учащийся может выбрать как классическую форму сдачи итоговых экзаменов, так и ЕГЭ.

— А может быть так, чтобы школе спустили указание: все сдают только ЕГЭ?

— Исключено.


— Это Нина Сергеевна Случак из Дзержинского. Скажите, по каким предметам принимают в этом году в школах Московской области экзамены в форме ЕГЭ?

— По русскому языку, математике, истории России, физике, биологии, химии, географии, обществознанию.

— Как быть, если экзамены в школе выпускник сдавал в традиционной форме, а московский вуз принимает только свидетельство о сдаче ЕГЭ?

— Летом на базе Академии социального управления, нашего нового учебного заведения, мы открываем специализированную структуру, которая будет помогать решить этот вопрос. Это будет своеобразный приемный пункт области, там можно будет сдать экзамен. Звоните к нам в министерство, тел. 238-46-03, вам подскажут, как проехать туда.

— Выходит, что выпускные экзамены нам придется сдавать дважды?

— К сожалению, да. Именно так было всегда, до введения ЕГЭ.


— Людмила Николаевна из Коломенского района. Нас, родителей и выпускников, в школе проинформировали, что определиться с экзаменом нужно до 25 апреля. Но мы никак не можем решить. Как быть, если ребенок все-таки осознает, что ему надо сдавать ЕГЭ, но поймет с опозданием?

— Лучше делать все своевременно. В крайнем случае сдать ЕГЭ можно будет летом в Академии социального управления.


— Мы живем в Чеховском районе, моя дочь учится в 10-м классе, грозит ли ей ЕГЭ на следующий год?

— Принцип добровольности при сдаче ЕГЭ сохранится и в новом году. А пока спокойно изучайте ситуацию, консультируйтесь и решайте, какая форма экзамена вам больше подходит. Но при этом имейте в виду, что целый ряд московских вузов принимает свидетельство об окончании средней школы только по форме ЕГЭ.

— А в какой форме принимают экзамены подмосковные вузы?

— В области 4 государственных вуза областного подчинения, половина специальностей в них идет по ЕГЭ, половина — по старинке. Кроме того, в Подмосковье расположены федеральные вузы и их филиалы, много коммерческих учебных заведений — всего 99. Они сами определяют, в какой форме принимать вступительные экзамены, это их право.


— Нина Аркадьевна Островская из Железнодорожного. Моя дочка сдает ЕГЭ. В школе нам сказали, что для его сдачи обязателен паспорт. А если ребенок еще не успел его получить?

— Тогда вы должны представить свидетельство о рождении. Тем не менее для получения сертификата по форме ЕГЭ по закону требуется предъявлять именно паспорт гражданина РФ, у вас есть 2 месяца для его оформления, поспешите.

— У меня сестра в Ленинском районе заканчивает школу и идет на золотую медаль. Будет ли ей медаль выдана, если вдруг по результатам ЕГЭ она получит отметку “хорошо”? Кто принимает решение о присуждении медали?

— Желаю вашей сестре благополучно пройти аттестацию. По положению она может иметь одну оценку “хорошо”, сдавая экзамен по форме ЕГЭ, и тогда она получает золотую медаль. Решение по медалистам принимает главная аттестационная комиссия, работающая в министерстве образования области.



А деньги где?

— Беспокоит Людмила Игоревна из Лыткарина. Какая зарплата у педагогов в Московской области?

— У работников народного образования Подмосковья в среднем эта цифра составляет 6982 руб. в месяц. У учителей зарплата повыше — порядка 7700 рублей, и на этой неделе правительство Подмосковья решило поднять с 1 мая зарплату учителям еще на 10%.

— Тарифная сетка от этого вырастет?

— Нет, 10% — это доплата губернатора области.


— Это Наталья Александровна Фомина вам звонит из Балашихи. Будет ли в 2005 году увеличено финансирование на приобретение учебников из областного бюджета?

— Хороший вопрос. Уже пятый год в области по решению губернатора выделяются средства на приобретение учебников федерального компонента. В этом году расходы предусмотрено увеличить на 2,6 миллиона рублей, что позволит приобрести учебников на 32 миллиона рублей. Книжками мы вас обеспечим, не беспокойтесь.


— Беспокоит Игорь Викторович, директор 23-й Люберецкой школы. Лидия Николаевна, наш район с благодарностью вспоминает то время, когда вы работали у нас и все делали для того, чтобы образование было на самом высоком уровне.

— Спасибо.

— Почему звоню? До недавнего времени учителя сельских школ получали компенсацию за жилье. А теперь они этой льготы лишились.

— Увы. Это один из немногих вопросов, которые мы не смогли профинансировать в полном объеме с 1 января текущего года. Он просчитан, мы знаем его цену. Проект решения недавно рассматривался в правительстве области, в областной Думе. Льгота будет возвращена, у меня лично есть такая уверенность.

— Какие расходы муниципальных общеобразовательных учреждений финансируются в этом году за счет средств областного бюджета?

— С 1 января этого года заработная плата, расходы на учебные пособия, расходы на материалы для хозяйственных нужд идут через областной бюджет, субвенциями. В области уже несколько лет подряд некоторые расходы образовательных учреждений финансируются из регионального бюджета. На эти деньги приобретается спортивное оборудование, компьютеры, учебники, форма для системы начального профтехобразования.


— Антипова Елена Владимировна из Луховиц. Какие выплаты предусмотрены для молодых специалистов, работающих в подмосковных школах?

— Елена, мы заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты приходили трудиться на ниве народного просвещения. Поэтому для них установлены ежемесячные социальные выплаты в размере 300 рублей. Кроме того, молодые учителя получают единовременное пособие: 17460 рублей после окончания вуза и 15900 рублей после окончания педучилища.

— Какие стипендии получают студенты в области?

— Их две — академическая и социальная. Академическая — это 160 рублей для среднего профессионального образования и 400 рублей для вузов. Социальная стипендия устанавливается решением конкретного учебного заведения: 240 руб. для среднего профессионального заведения и 600 для высшей школы. Таким образом, некоторые ребята получают сразу обе. Кроме того, в Подмосковье учреждено 800 губернаторских стипендий для одаренных учеников — 400 рублей каждая, и еще 140 именных стипендий для студентов вузов, расположенных на территории Подмосковья, — по 600 рублей.


— Беспокоит Лотошино. Кто из школьников имеет право на компенсацию за проезд в общественном транспорте?

— В Московской области сохранен порядок, действовавший до 1 января: учащиеся дневной формы обучения покупают льготные проездные билеты стоимостью 175 рублей для перемещения в черте города. За пределами города тоже существует льготный тариф, а стоимость билетов школьникам затем компенсируется до 100%. Министерство образования области уже подписало договоры со всеми муниципальными образованиями, в том числе с Лотошинским районом, о перечислении денег на транспортные компенсации школьникам, их выплата началась.



Педсовет от министра

— Меня зовут Татьяна. Сейчас много говорят о профильной подготовке в школе, а что это такое? Я учусь в 9-м классе, хотелось бы знать.

— Она нужна для того, чтобы наши воспитанники были лучше подготовлены к вхождению в современный мир, в мир профессии, в мир экономики. Будущее — за профильной школой, я в этом убеждена. Она поможет сориентировать молодого человека в правильном выборе жизненного пути. Но здесь присутствует тонкий момент: нужно сохранить положительный опыт российской школы, которая давала глубокое образование по целому ряду предметов. В то же время у нее был существенный недостаток: даже отличник, имевший “пятерки” по всем предметам, не был готов к суровым реалиям жизни, не мог самостоятельно в ней адаптироваться, не мог найти свое место на рынке труда. Через год все российское образование переходит на новую систему. В этом году только школы Пушкинского района и г. Фрязина участвовали в эксперименте по внедрению предпрофильной и профильной подготовки. Их опыт показал, что учиться по-новому интересно.


— Это Николай Александрович из Наро-Фоминска. У моей дочери очень хорошо идет английский язык. Какой институт, связанный с языками, вы посоветуете?

— У нас в области хорошая сеть пединститутов. “Флагман” — наш областной классический университет, бывший МАПИ им. Крупской, там очень серьезный факультет иностранных языков. Хорошая кафедра в Коломенском педагогическом институте, в Орехово-Зуевском. Наши институты имеют благоустроенные общежития, и мы заинтересованы в том, чтобы талантливые девушки приходили учиться.

— У меня сын на следующий год идет во 2-й класс, у него будет иностранный язык. Так вот, родителей перед этим заставляли тянуть жребий: кто из детей пойдет в немецкую группу, а кто в английскую. Это правильно?

— Мы стараемся, чтобы дети и их родители по желанию выбирали иностранный язык. В большинстве своем люди хотят, чтобы их дети учили английский. Но мы стараемся объяснить, что многие другие языки тоже востребованы — в подмосковных школах преподают итальянский, испанский и даже латынь. Если брать немецкий язык, то сейчас на территории области много предприятий с участием германского капитала, в инженерных технологиях знание немецкого языка очень ценится. А то, что предлагают тянуть жребий, это не самая эффективная форма работы.


— Товарищ министр, что вы думаете о школьной форме? Она обязательна?

— Иметь ее или не иметь — определяет устав образовательного учреждения, родительская общественность и ученический коллектив. К слову, в Московской области, особенно за последние пять лет, ее активно внедряют по многим причинам. Во-первых, сейчас много красивой одежды для школьников. Она экономична, гигиенична и выгодна. Есть школы и гимназии, которые имеют фирменный логотип, свои цвета, свой фасон. В системе начального профтехобразования, к примеру, студенты вместе с педагогами сами шьют себе форму, конструируют модели, рисуют эскизы. По-моему, это здорово. Форма дисциплинирует, приучает детей к аккуратности — это не дело, когда в одном и том же ребенок сидит на уроке и гоняет футбол во дворе.


— Скажите, когда ребята смогут спокойно заниматься за компьютером и не стоять в очереди? Это Вика Антонова из Дубны.

— Однофамилица? Вика, сельские школы в области укомплектованы ПК на 100%. Городские — на 90%. Другое дело, что компьютеры нужно постоянно обновлять. К слову, в Дубне эта работа проведена на “пять с плюсом”. Все школы города компьютеризированы и имеют выход в Интернет. Мы ваш город ставим в пример остальным.


— Я бабушка, Марина Петровна из Зарайского района. Как решаются вопросы безопасности в школах?

— В октябре прошлого года по решению правительства области во всех образовательных учреждениях введена должность заместителя директора по безопасности. Этих людей специально готовят в областном институте повышения квалификации работников народного образования — 1700 человек на сегодняшний день уже обучились. Если ваш ребенок посещает школу, то вы знаете, что везде введена контрольно-пропускная система. Многие воспользовались услугами вневедомственной охраны и ЧОПов. В школах продолжается установка так называемых “тревожных кнопок”. Разработана большая комплексная программа, и она последовательно реализуется. Но главное в ней — чтобы родители, педагоги и дети психологически были готовы к чрезвычайной ситуации и умели правильно в ней ориентироваться.

— А кто осуществляет контроль за охранными предприятиями, которые работают в школах?

— Главное управление региональной безопасности области, Минобразования и главы муниципальных образований.

— Это правильно, когда деньги на оплату охранников взимают с родителей?

— Сегодня, к сожалению, на это нет денег в бюджете. Поэтому директора школ вынуждены прибегать к помощи родителей. Так делается практически во всех субъектах Федерации.


— Мои дети в Красногорской гимназии в этом году учились по субботам, и мы вздохнули с облегчением — в остальные дни расписание разгрузилось. Но говорят, что всех заставят вернуться на пятидневку, а это снова по 8—9 уроков в день...

— Мое личное мнение — только пятидневка! Родители должны иметь время для общения с детьми. Однако в школе нужно делать разумный режим работы. В некоторых подмосковных школах, к примеру, в середине дня устраивают полуторачасовой перерыв, чтобы ребята могли сходить домой пообедать. Очень часто детей неоправданно перегружают, каждый преподаватель требует от учеников повышенного внимания к своему предмету, некоторые дают домашние задания на выходные. Хороший, умный учитель сделает так, что ребенок сам, без задания, захочет раскрыть учебник и узнать что-то новое.


— Город Королев, гимназия №11, родители учеников. Вступительный взнос в этом году для первоклассников составил 2000 долларов. Ежемесячно платим 5000 рублей, а весной попросили сверх этого на ремонт еще 4 тысячи. Нам спокойно к этому относиться или тут что-то не то?

— Любой сбор средств в учебном заведении осуществляется только по желанию родителей и мотивированно. Оформляться он должен документально — решением педагогического совета и попечительского совета. Вы, как родители, вправе не соглашаться с такими решениями. Но цифры, которые вы называете, меня удивляют, потому что ни о каких вступительных взносах в документах, регламентирующих деятельность учебных заведений, упоминания нет. Мы проверим работу гимназии.



Школа со своими пирогами

— Звоню из Сергиева Посада. Объясните, кому положено бесплатное питание в школе?

— У нас продолжает действовать система, когда 25% детей, посещающих группу продленного дня, обеспечены бесплатной едой или же платят за нее половину стоимости. Бесплатно получают питание ребята из малообеспеченных семей и сироты. Кроме того, главы многих районов дают деньги на школьные завтраки — в каждом районе по-разному. В Серебряно-Прудском районе, например — а это самый отдаленный район столичной губернии, — дети, занимаясь на аграрном факультативе, сами себя обеспечивают продуктами питания. Знаете, какие вкусные пироги получаются? Закупают только муку. Ягоды на зиму запасают, фрукты, овощи, картофель, зелень. В итоге — полноценное горячее питание два раза в день. Мальчики после окончания выходят с правами тракториста, девочки — с профессией “полеводство и хозяйка усадьбы”. Впрочем, девушек — хозяек усадьбы (фермерских жен) готовят еще в Раменском и Щелкове. Там постигают сельскохозяйственные науки, бухгалтерию, кулинарию и домоводство.


— Здравствуйте! Это Васечкина из Шаховской. Будете ли вы закрывать недоукомплектованные сельские школы? Ведь в некоторых дальних районах есть классы с двумя-тремя учениками.

— В Московской области есть школа, в которой учатся только брат и сестра. Но ее закрывать не будут, как любую другую начальную сельскую школу, сколько бы детей в ней ни училось. У меня вообще трепетное отношение к сельской школе, одну из них, в Павлово–Посадском районе, я особо люблю. Там очень интересная история — школу построила больше века назад молодая учительница. Она приехала в деревню по приглашению земства, которое ей “позабыло” сказать, что школы там нет. С чистой совестью она могла развернуться и уехать обратно. Но она стала собирать пожертвования на строительство школы. Местные купцы дали денег, и было построено деревянное здание. Стоит оно до сих пор… А дело учительницы продолжают ее внуки. В школе примерно 10 детей. Там очень интересный музей — школьники сохранили утварь, интерьер деревенской избы. Поют старинные русские песни, хороводы водят. Честно говоря, я не знаю другого такого примера в России.


(Связь предоставлена компанией “Аэроком”)





Партнеры