Эмбрион из термоса

Московские салоны красоты решили омолаживать пациентов украинскими мышами?

Скандал со стволовыми клетками, которые упорно обещают людям вторую молодость, вышел за пределы России. Серьезные “стволовые разборки” начались и у наших украинских соседей в Киеве и Харькове.

Украинские таможенники задержали на своей границе странного молодого человека, который пытался ввезти в Москву “ценный генный материал”… в двух бытовых термосах.

Два термоса “с чаем” в купе поезда Харьков—Москва сильно озадачили и пограничников Харьковского погранотряда, и сотрудников Магистральной таможни на маленькой приграничной станции Казачья Лопань. Их хозяин — 28-летний москвич “приличного вида, в галстуке” — спокойно объяснил, что он не любит пить вагонный чай, а посему и возит с собой свой. Но когда один из таможенников попытался отвинтить крышку термоса, молодой человек забеспокоился и признался, что везет в термосах ценный генный материал для научных исследований.

Такой ответ насторожил таможенников. Генный материал, как известно, получают из эмбрионов человека либо животных, и делать это разрешено только весьма ограниченному кругу научных учреждений. Бумаг, подтверждающих легальность багажа, хозяин показать не смог. Для задержания пассажира (по первым данным — аспиранта Московского физико-технического института) были вызваны сотрудники Харьковского управления службы безопасности Украины и управления по борьбе с оргпреступностью УМВД Украины в Харьковской области.

— Москвича пришлось ссаживать с поезда, — рассказала “МК” руководитель пресс-службы Магистральной таможни Татьяна Кругликова. — Я вместе с ним и с его термосами ездила в наш харьковский Институт проблем криобиологии и криомедицины. Термосы открывали там. Кстати, задержанный свидетельствовал, что ампул в термосах 25, а оказалось, что их 36.

Татьяна Кругликова не подтвердила прошедшую в СМИ информацию, что задержанный является аспирантом МФТИ: “Он объяснил, что действительно учится в аспирантуре, но в одном из НИИ Москвы”. Чуть позже москвич сообщил, что он еще и генеральный директор одного из московских акционерных обществ.

Однако результат проведенной операции таможенников разочаровал. В термосах действительно нашли клетки, но только не человеческие, а... мышиные. В харьковском институте, где была проведена экспертиза странного груза, предназначенного для России, “МК” сообщили следующее:

— В этих ампулах находится клеточная ткань эмбрионов белых мышей, а не человека. Насколько нам известно, аспирант из Москвы купил ампулы легально за 900 гривен в одном из научных центров Харькова. Этот человек пишет диссертацию, и клетки ему нужны для научных изысканий.

Уже на следующий день аспиранта отпустили в Москву — естественно, без термосов. Уголовного дела возбуждать не стали.

Выходит, что вся история с задержанием не стоила и мышиного хвоста? Но, как стало известно “МК”, Харьковская областная прокуратура решила передать ампулы с эмбрионами белых мышек в другое научное учреждение — для повторного исследования.

Чтобы разобраться в загадочной истории, мы позвонили на Украину. Академик Валентин Грищенко руководит Харьковским институтом проблем криобиологии и криомедицины 22 года. Как признался нам Грищенко, московский ученый забрал клеточные культуры непосредственно из его учреждения.

— Так клетки были мышиными или человеческими?

— Это клетки животного происхождения. Поверьте: то, что он вез, не имеет никакого отношения ни к косметике, ни к салонам красоты в Москве. Он допустил лишь одну ошибку: не показал на таможне бумагу с печатями, которую мы ему выдали. (Интересно, почему? — Авт.)

— Скажите, какую научную организацию представлял этот забывчивый человек?

— Вы знаете, не помню. Он аспирант, а откуда — запамятовал.

— А как его имя-отчество?

— Да я и так вам много сказал! Пусть будет так: этот человек выступал как совершенно сторонний передатчик груза.

Судя по всему, интерес таможенников к термосам с “ценным грузом” возник не на пустом месте. Для этого есть объективные причины. Несовершенство законодательной базы, касающейся трансплантологии, в свое время привело к появлению известного дела “львовских врачей”, схожего с недавним громким московским “делом трансплантологов”. Потенциальные пациенты перепугались и уехали делать операции по пересадке почек в Польшу, Италию — в результате весь западный регион Украины остался без трансплантации почек.

А сейчас Украина оказалась в центре нового громкого международного скандала. Ее служба безопасности разоблачила группу чиновников минздрава — как утверждают, эта группа занималась незаконным изъятием фрагментов соединительной и костной ткани у трупов. Изъятые ткани вывозили за границу и продавали по сумасшедшим ценам как сырье для изготовления биоимплантантов под названием тутоген. Прокуратура Киева возбудила уголовное дело по статье “Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей”, скоро его обещают передать в суд.

Параллельно служба безопасности Украины начала разбирательство о поставке абортивных материалов в московские салоны красоты. Дело в том, что московская фирма, которая раньше обеспечивала модные салоны стволовыми клетками человека, после рейда, проведенного Росздравнадзором, залегла на дно — якобы проходит сейчас перерегистрацию. (Об этом мы писали совсем недавно — “Красота от черной овцы”, “МК” от 30.03.2005 г.) Поэтому салоны красоты в Москве временно остались без “ценного материала” для омоложения столичных красавиц. Похоже, они решили восполнить недостачу с помощью украинских гинекологов...

Официального заявления правоохранительных органов Украины по поводу инцидента на границе пока нет, его ждут через несколько дней. Но то, что наши предположения верны, нам косвенно подтвердил и директор Координационного центра трансплантологии при минздраве Украины Виктор Фурман:

— Что таможня в Харькове задержала суспензию эмбриональных тканей человека, у меня сомнений не вызывает. Что это за мышки такие — уникальные, редкостные, выведенные в чрезвычайных условиях? Ну и везли бы живых мышек...

— Цена 900 гривен за эмбрионы мышей — это нормально?

— У нас на Украине продавать это вообще нельзя. И получить эмбриональные ткани с соблюдением всех требований закона — хоть в Москве, хоть в Киеве — стало трудно. А на украинской периферии — пожалуйста. Институты-то бедные...

— Сложно ли приготовить такую суспензию?

— Раздробить, размельчить эмбрионы, которые иначе все равно выбросят в таз и зальют хлоркой, нетрудно. А вот сделать реальную суспензию, протестировать ее, получить на нее паспорт — это и тяжело, и дорого.

“МК” будет следить за развитием этой ситуации.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру