Голубые фишки “АвтоВАЗа”

Компания на пути интеграции в мировой бизнес

Спрос на отечественные легковушки был всегда: и 35 лет назад, когда с тольяттинского конвейера сошел первый автомобиль, и позже, когда перестроечные кооператоры с удовольствием щеголяли на новеньких “девятках”. И даже в лихую годину августовского кризиса многие охотно тратили свои кровные не на закупку соли и спичек, а на приобретение машины. Несмотря на экспансию иномарок продукция “АвтоВАЗа” не менее активно расходится и сегодня.

В прошлом году рост покупательской способности россиян и развитие кредитования еще сильнее подстегнули спрос на новые автомобили. Существенно изменилась и структура рынка: нынче потребитель готов платить больше денег, но за модели лучшего качества. Об этом свидетельствует увеличение продаж в ценовой нише до $20 000. В этой связи для “АвтоВАЗа”, продукция которого ориентирована по большей части на массового покупателя недорогих авто, наступают, мягко говоря, не самые лучшие времена. Однако уступать свои позиции автогигант, похоже, не собирается. Напротив, завод нацелен на перспективу, о чем говорят обнародованные недавно результаты его производственно-хозяйственной деятельности за 2004 год.

В минувшем году “АвтоВАЗ” произвел 718 000 автомобилей, 248 000 машинокомплектов и запасных частей на сумму 3 410 млн. рублей. На внутреннем рынке продажи автомобилей, сошедших с главного вазовского конвейера, по сравнению с 2003 годом выросли на 2,5% до 625 000 штук, вырос и экспорт. Общая выручка от продаж увеличилась на 17% и составила 125 976 млн. рублей, а прибыль от основной деятельности в прошлом году увеличилась на 32% — до 13 415 млн. рублей. Принимая во внимание эти цифры, можно утверждать, что “АвтоВАЗ” сегодня — рентабельное и активно развивающееся предприятие. После перечисления в различные бюджеты всех налогов, расходов на выплату процентов по кредитам и амортизации чистая годовая прибыль акционерного общества составила 5 600 млн. рублей, что на 20% превышает показатели 2003 года.

Пожалуй, не менее важным положительным аспектом в финансовой деятельности “АвтоВАЗа” стало уменьшение длительности оборота дебиторской и кредиторской задолженностей. Это означает, что при прежней структуре источников финансирования “АвтоВАЗу” удается привлекать в качестве инвестиций все более значительную часть выгодных долгосрочных кредитов против прежних дорогих краткосрочных.

При этом предприятие продолжает увеличивать долю финансирования своих активов из собственной прибыли. Говоря на языке биржевых аналитиков, данные процессы свидетельствуют о финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, что создает основы для развития ОАО “АвтоВАЗ” в долгосрочной перспективе.

Так ради чего, спросите вы, весь этот финансовый малопонятный обывателю сыр-бор? Зачем “АвтоВАЗу” чужие деньги, ведь машины и так сходят с конвейера? Между тем за ответом далеко ходить не нужно. В условиях все ужесточающейся конкуренции завод борется за своего покупателя. Главное — создать условия, когда человек будет покупать автомобиль “Lada” не от нехватки средств на иномарку, а осознанно, делая сознательный выбор в пользу качественного, неприхотливого и при том современного авто. Понятно, что проблем при достижении этой цели еще хватает. Ведь основной вопрос качества — работа с поставщиками материалов и комплектующих, от которых во многом зависит качество автомобиля в целом и сертификация их продукции по международным стандартам.

Но наиболее значительная часть привлеченных ранее инвестиций ушла в 2004 году на техническое перевооружение завода. Набирает обороты производство “Lada Kalina”, продолжается подготовка производства нового семейства автомобилей “Lada Priora”. “Lada 110” — флагман модельного ряда — тоже не осталась без изменений. В прошлом году в Евросоюзе приняты новые требования по фронтальному и по боковому ударам. В этой связи в конструкцию автомобилей “Lada 110” был введен ряд изменений: усилены пороги пола, боковые стойки, крыша, двери. Начался выпуск автомобилей, оснащенных новым двигателем объемом 1,6 л. Благодаря этим и другим мерам “десятки” теперь выполняют строгие европейские требования по экологии и пассивной безопасности.

И, наконец, в ушедшем году продолжилось развитие сервисно-сбытовой сети на внутреннем и внешнем рынках. До конца 2005 года компания планирует окончательно перейти на прямые соглашения с дилерами без посредников (дистрибьюторов). Как сообщил вице-президент ОАО “АвтоВАЗ” Михаил Москалев, в ближайшем будущем предполагается поэтапный переход к одноуровневой системе поставок. Кроме того, по словам Михаила Москалева, “АвтоВАЗ” в 2005 году планирует запустить собственную программу потребительского кредитования. В настоящее время формируется пул банков, с которыми компания будет работать по данным программам.


НАША СПРАВКА:

На сегодняшний день акции ОАО “АвтоВАЗ” на российском фондовом рынке номинально причислены к “голубым фишкам”. Суммарный объем торгов по обыкновенным акциям составил 4251 тыс. штук, по привилегированным — 3694 тыс. штук. Несмотря на неблагоприятную в 2004 году конъюнктуру российского фондового рынка акции “АвтоВАЗа” продемонстрировали положительное движение котировок. Цена обыкновенных акций выросла на 0,69%, закрепившись на отметке 776,1 рубля за акцию, привилегированные акции продемонстрировали рост на 63,8% (до 778,1 рубля за акцию). Напомним, в настоящее время GDR ОАО “АвтоВАЗ” торгуются на фондовых биржах Франкфурта и Берлина. В ближайшем будущем планируется прохождение процедуры листинга на Лондонской фондовой бирже.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру