Вальс перед атакой

Фото с фронта

Леонид Терентьевич Пашолок 21 июня 1941 года окончил школу с золотой медалью, а на следующий день уже подал заявление в военкомат. Но юного добровольца сразу на войну не взяли, а сначала направили на учебу в Алма-Атинское пехотное училище. На фронте свежеиспеченный лейтенант оказался летом сорок второго.

— Ночью на самоходных баржах по Ладожскому озеру нас переправили в Ленинград, — рассказывает Леонид Терентьевич. — Блокадный город жил, с передовой мы ходили в увольнение. Один раз даже смотрели спектакль “Полководец Суворов” во Дворце культуры. В зале было холодно, не топлено, мерзли все: и артисты, и зрители, но искусство поднимало дух. В Ленинграде нам устраивали и другой праздник — настоящую баню. Но чаще мылись в полевых условиях: “баня” размещалась в палатке, разбитой прямо на снегу. Оттуда голышом мы бежали в соседнюю палатку — одеваться. Морозы стояли лютые, но в тяжелых условиях войны солдаты не простужались, даже горло ни у кого не болело, хотя не раз стояли по пояс в ледяной воде и укрывались в скованных холодом воронках.

Тысячи пехотинцев находили смерть в бою. Потери были так велики, что от батальона к вечеру оставалось отделение. С июня 1943 года лейтенант Пашолок воевал в составе 2-й Ударной армии под командованием генерал-лейтенанта Федюнинского, в 90-й стрелковой дивизии.

— В конце октября 1943 года армию тайно перебросили с Лисьего Носа по Финскому заливу в Ораниенбаум, а 14 января 1944 года наши войска уже перешли в наступление. Под прикрытием танков пехотинцы на волокушах приблизились к противнику и вступили в бой. На Ораниенбаумском пятачке дрались насмерть. С немецкой стороны, с расстояния в 200 метров, нам кричали: “Привет 90-й дивизии! Хорошо мы вам дали под Синявином!” А из наших громкоговорителей перед атакой доносился немецкий вальс, на шестах поднимали портреты Гитлера и Геббельса, и фашистам приходилось по ним палить. Немцы никогда не бросали своих погибших, всегда хоронили. И перебежчиков среди них практически не встречалось.

В сорок пятом на подступах к Германии Леонид Терентьевич был тяжело ранен. Спас его танкист: на своем танке вывез с поля боя и доставил в полевой госпиталь. Орден Отечественной войны I степени догнал смелого пехотинца в казанском госпитале, где он и встретил День Победы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру