Вызываем огонь на себя

Губернатор Кубани Александр Ткачев: “Прав Лужков, нельзя превращать субъект Федерации в объект”

29.04.2005 в 00:00, просмотров: 314

Новая книга Юрия Лужкова “Развитие капитализма в России. 100 лет спустя” адресована прежде всего политической элите страны, тем, кто стоит у руля государства, принимает судьбоносные решения. Особое место уделено непростым отношениям между федеральным центром и субъектами Федерации. Своими размышлениями по вопросам, затронутым в книге столичного градоначальника, делится губернатор Краснодарского края Александр ТКАЧЕВ.


— Александр Николаевич, вначале позвольте рассказать об одном эпизоде. Позвонил приятель из Нижнего Новгорода, просил купить для него книгу московского мэра: столько, говорит, о ней спорят, захотелось самому прочитать. В книжном киоске на Арбате буквально перед носом взяли последний экземпляр. Пришлось ждать, когда привезут новую партию. В общем, “Развитие капитализма...” на прилавках не залеживается. А чем для вас интересна книга Лужкова?

— Здесь на каждой страничке вся сложность и острота наших дней, откровенный и смелый разговор о главном — о судьбе российской государственности, о будущем страны. А в основе всего — боль автора за простого человека, который расплачивается за ошибки реформаторов.

— Если и дальше так пойдет, то в России, как предостерегает Лужков, может грянуть новая революция...

— В устах опытного политика и хозяйственника это предостережение звучит по-особому убедительно, и к нему надо относиться со всей серьезностью. В отличие от радикально настроенных политиканов мэр Москвы прекрасно понимает: новая революция — это трагедия для нашей страны. Верно подмечено: революция в России всегда цвета крови.

— Все помнят, какое недовольство поднялось на волне монетизации льгот, которая, по Лужкову, оборачивается монетизацией прав человека — когда под лозунгом социальных реформ фактически урезаются права граждан, закрепленные в Конституции. Мэр Москвы даже предлагает на какое-то время отложить реформирование здравоохранения, образования, ЖКХ. Вы с этим согласны?

— Сама идея заменить льготы деньгами правильная, так живет весь цивилизованный мир. Другое дело, в какой мере денежная компенсация восполняет натуральные льготы. И здесь министерства и ведомства, которые готовили 122-й закон, мягко говоря, просчитались. С самого начала реализация закона была сопряжена с дефицитом той самой “монеты” и дефицитом информации. Протестные акции пенсионеров — резкая, но справедливая оценка работы властей всех уровней. Однако обратной дороги нет. Машина социальных преобразований запущена, надо не глушить мотор, а отлаживать ее работу.

— Судя по сообщениям прессы, и на Кубани монетизация пошла не совсем гладко?

— Стыдно вспомнить, были случаи, когда пенсионеров буквально выталкивали из городского транспорта. Оскорбленные люди вышли на улицу. Чтобы как-то смягчить ситуацию, еще в январе я распорядился выделить 2 млрд. рублей — сумма для края немаленькая, но благополучие стариков нам дороже. С февраля мы ввели единый социальный проездной билет для всех льготников, выпущены проездные билеты с 50-процентной скидкой для студентов и школьников, хотя федеральным законом это не предусмотрено.

В крае проживают 1 миллион 300 тысяч пенсионеров, так что для каждого пятого жителя Кубани вопрос о льготах — это вопрос №1. Но как сориентироваться, если, скажем, перечень льготных лекарств, которые должны поставляться в аптечную сеть, был утвержден только 29 декабря 2004 года? Лишь сейчас все потихоньку приходит в норму.

— Какие-то неувязки, похоже, остаются? Помнится, сам президент указал на одну из них: в Сочи работающие пенсионеры не могли приобрести социальные проездные билеты.

— Это вопиющий случай. Оказалось, ни мэр, ни Дума Сочи не принимали таких решений — это было самостийное указание начальника транспортного департамента города-курорта. В других городах Кубани работающие пенсионеры сполна пользуются транспортными льготами. Получается, что один “прыщ”, как называет таких чиновников Юрий Михайлович Лужков, может испоганить дело.

В эти дни работники краевых структур принимают на себя все людские беды и обиды. Мы организовали “горячие линии”, куда можно обратиться по любому вопросу, связанному с монетизацией льгот. Но и тут не обошлось без досадных промахов. Я сам звонил по телефонным номерам, которые были указаны в газете. То постоянно занято, то попадал не туда: один раз позвонил в чью-то квартиру. Понятно, что такая “забота о людях” подрывает доверие к власти.

— “Маятник федерализма” — одна из центральных глав книги мэра, где затронуты вопросы межбюджетных отношений. “Ситуация в этой сфере, — пишет Лужков, — свидетельствует о крайне опасной для федеративного государства тенденции — унитаристской централизации”. Что вы, сторонник жесткой вертикали власти, думаете об этом?

— Одно другому не противоречит: властная вертикаль и федеративное устройство России. Однако если мы ослабим власть на местах, лишим регионы возможности реально решать наболевшие проблемы, то Федерация рассыплется как карточный домик. Прав Лужков: нельзя превращать субъект Федерации в объект. Куда эффективнее модель “сильный центр — сильные регионы”.

Налоговая централизация сужает наш маневр, ставит региональную власть в положение просителей. С другой стороны, центр зачастую перекладывает социальные обязательства на плечи регионов. Взять ЖКХ — сегодня это самая болевая точка. Тарифы растут как на дрожжах, а федеральный центр компенсирует регионам лишь пятую часть расходов на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Давайте разделим эти расходы пополам.

— Много споров вокруг общероссийской кубышки — Стабилизационного фонда, созданного за счет сверхдоходов от продажи нефти. У мэра столицы, как известно, своя точка зрения...

— Я слышал, с каким артистизмом Юрий Михайлович читает монолог из пушкинского “Скупого рыцаря”. Впечатляет. Да, идеология накопительства не выход. Средства Стабфонда целесообразнее инвестировать в стратегически важные общенациональные проекты, как это делается в других странах. Парадокс: мы всеми способами стараемся привлечь инвестиции из-за рубежа, а свои финансовые ресурсы лежат мертвым грузом.

— И все-таки стоило ли затевать социальные реформы, когда миллионы россиян живут за чертой бедности? Вот и мэр Москвы рассматривает борьбу с бедностью как острейшую социальную проблему.

— С этим не поспоришь. Ведь две трети россиян едва сводят концы с концами. Почти 40 процентов “новых бедных” — это работающие, но зарабатывающие в среднем меньше двух долларов в час. В то время как в Южной Корее за час работы платят 7,2 доллара, в Мексике — 4,5, в Турции — 2,6. Иначе говоря, мы крайне низко ценим труд своих сограждан, хотя, по расчетам академика Львова, на которые ссылается Лужков, наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты в три раза больше, чем европеец или американец. В свою очередь, низкий спрос не стимулирует рост производства. Значит, нужна принципиально новая политика повышения доходов населения.

— А что на Кубани делается для того, чтобы дать людям возможность работать и зарабатывать?

— Не пытаемся изобретать велосипед, а развиваем малый и средний бизнес. Это самый действенный способ преодолеть все еще живучие настроения иждивенчества, упования на “доброго дядю”. Начинать лучше со школьной скамьи. В этом учебном году мы ввели в программу обучения старшеклассников новую дисциплину — основы предпринимательской деятельности, выпустили учебник по этому предмету. Важно устранить бюрократические барьеры на пути деловых людей, чтобы каждый, кто чувствует в себе талант предпринимателя, мог открыть свое дело. Ведь успешный бизнес — это не только новые рабочие места, но и обновление наших городов и станиц. Я мог бы привести немало примеров, когда бизнес помогает решать социальные проблемы, выходящие за рамки выплаты заработной платы.

— Функции “локомотива” отечественной экономики, утверждает мэр столицы, должны взять на себя регионы. Как вы полагаете, по силам российской провинции такая задача?

— А что, есть иное мнение? Не будем забывать: мы же Россия. На Кубани, в других регионах страны сосредоточен огромный кадровый, научно-технический и экономический потенциал. Не хватает лишь стартового импульса, притока “свежей крови” в виде финансовых инвестиций. При солидарных усилиях государства и бизнеса, при разумных межбюджетных отношениях мы сумеем поставить региональную хозяйственную махину на рельсы современной капитализации. Это будет мощным толчком для устойчивого развития страны. Сильная социальная политика строится на основе сильной экономики.