Вызываем огонь на себя

Губернатор Кубани Александр Ткачев: “Прав Лужков, нельзя превращать субъект Федерации в объект”

29 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 236

Новая книга Юрия Лужкова “Развитие капитализма в России. 100 лет спустя” адресована прежде всего политической элите страны, тем, кто стоит у руля государства, принимает судьбоносные решения. Особое место уделено непростым отношениям между федеральным центром и субъектами Федерации. Своими размышлениями по вопросам, затронутым в книге столичного градоначальника, делится губернатор Краснодарского края Александр ТКАЧЕВ.


— Александр Николаевич, вначале позвольте рассказать об одном эпизоде. Позвонил приятель из Нижнего Новгорода, просил купить для него книгу московского мэра: столько, говорит, о ней спорят, захотелось самому прочитать. В книжном киоске на Арбате буквально перед носом взяли последний экземпляр. Пришлось ждать, когда привезут новую партию. В общем, “Развитие капитализма...” на прилавках не залеживается. А чем для вас интересна книга Лужкова?

— Здесь на каждой страничке вся сложность и острота наших дней, откровенный и смелый разговор о главном — о судьбе российской государственности, о будущем страны. А в основе всего — боль автора за простого человека, который расплачивается за ошибки реформаторов.

— Если и дальше так пойдет, то в России, как предостерегает Лужков, может грянуть новая революция...

— В устах опытного политика и хозяйственника это предостережение звучит по-особому убедительно, и к нему надо относиться со всей серьезностью. В отличие от радикально настроенных политиканов мэр Москвы прекрасно понимает: новая революция — это трагедия для нашей страны. Верно подмечено: революция в России всегда цвета крови.

— Все помнят, какое недовольство поднялось на волне монетизации льгот, которая, по Лужкову, оборачивается монетизацией прав человека — когда под лозунгом социальных реформ фактически урезаются права граждан, закрепленные в Конституции. Мэр Москвы даже предлагает на какое-то время отложить реформирование здравоохранения, образования, ЖКХ. Вы с этим согласны?

— Сама идея заменить льготы деньгами правильная, так живет весь цивилизованный мир. Другое дело, в какой мере денежная компенсация восполняет натуральные льготы. И здесь министерства и ведомства, которые готовили 122-й закон, мягко говоря, просчитались. С самого начала реализация закона была сопряжена с дефицитом той самой “монеты” и дефицитом информации. Протестные акции пенсионеров — резкая, но справедливая оценка работы властей всех уровней. Однако обратной дороги нет. Машина социальных преобразований запущена, надо не глушить мотор, а отлаживать ее работу.

— Судя по сообщениям прессы, и на Кубани монетизация пошла не совсем гладко?

— Стыдно вспомнить, были случаи, когда пенсионеров буквально выталкивали из городского транспорта. Оскорбленные люди вышли на улицу. Чтобы как-то смягчить ситуацию, еще в январе я распорядился выделить 2 млрд. рублей — сумма для края немаленькая, но благополучие стариков нам дороже. С февраля мы ввели единый социальный проездной билет для всех льготников, выпущены проездные билеты с 50-процентной скидкой для студентов и школьников, хотя федеральным законом это не предусмотрено.

В крае проживают 1 миллион 300 тысяч пенсионеров, так что для каждого пятого жителя Кубани вопрос о льготах — это вопрос №1. Но как сориентироваться, если, скажем, перечень льготных лекарств, которые должны поставляться в аптечную сеть, был утвержден только 29 декабря 2004 года? Лишь сейчас все потихоньку приходит в норму.

— Какие-то неувязки, похоже, остаются? Помнится, сам президент указал на одну из них: в Сочи работающие пенсионеры не могли приобрести социальные проездные билеты.

— Это вопиющий случай. Оказалось, ни мэр, ни Дума Сочи не принимали таких решений — это было самостийное указание начальника транспортного департамента города-курорта. В других городах Кубани работающие пенсионеры сполна пользуются транспортными льготами. Получается, что один “прыщ”, как называет таких чиновников Юрий Михайлович Лужков, может испоганить дело.

В эти дни работники краевых структур принимают на себя все людские беды и обиды. Мы организовали “горячие линии”, куда можно обратиться по любому вопросу, связанному с монетизацией льгот. Но и тут не обошлось без досадных промахов. Я сам звонил по телефонным номерам, которые были указаны в газете. То постоянно занято, то попадал не туда: один раз позвонил в чью-то квартиру. Понятно, что такая “забота о людях” подрывает доверие к власти.

— “Маятник федерализма” — одна из центральных глав книги мэра, где затронуты вопросы межбюджетных отношений. “Ситуация в этой сфере, — пишет Лужков, — свидетельствует о крайне опасной для федеративного государства тенденции — унитаристской централизации”. Что вы, сторонник жесткой вертикали власти, думаете об этом?

— Одно другому не противоречит: властная вертикаль и федеративное устройство России. Однако если мы ослабим власть на местах, лишим регионы возможности реально решать наболевшие проблемы, то Федерация рассыплется как карточный домик. Прав Лужков: нельзя превращать субъект Федерации в объект. Куда эффективнее модель “сильный центр — сильные регионы”.

Налоговая централизация сужает наш маневр, ставит региональную власть в положение просителей. С другой стороны, центр зачастую перекладывает социальные обязательства на плечи регионов. Взять ЖКХ — сегодня это самая болевая точка. Тарифы растут как на дрожжах, а федеральный центр компенсирует регионам лишь пятую часть расходов на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Давайте разделим эти расходы пополам.

— Много споров вокруг общероссийской кубышки — Стабилизационного фонда, созданного за счет сверхдоходов от продажи нефти. У мэра столицы, как известно, своя точка зрения...

— Я слышал, с каким артистизмом Юрий Михайлович читает монолог из пушкинского “Скупого рыцаря”. Впечатляет. Да, идеология накопительства не выход. Средства Стабфонда целесообразнее инвестировать в стратегически важные общенациональные проекты, как это делается в других странах. Парадокс: мы всеми способами стараемся привлечь инвестиции из-за рубежа, а свои финансовые ресурсы лежат мертвым грузом.

— И все-таки стоило ли затевать социальные реформы, когда миллионы россиян живут за чертой бедности? Вот и мэр Москвы рассматривает борьбу с бедностью как острейшую социальную проблему.

— С этим не поспоришь. Ведь две трети россиян едва сводят концы с концами. Почти 40 процентов “новых бедных” — это работающие, но зарабатывающие в среднем меньше двух долларов в час. В то время как в Южной Корее за час работы платят 7,2 доллара, в Мексике — 4,5, в Турции — 2,6. Иначе говоря, мы крайне низко ценим труд своих сограждан, хотя, по расчетам академика Львова, на которые ссылается Лужков, наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты в три раза больше, чем европеец или американец. В свою очередь, низкий спрос не стимулирует рост производства. Значит, нужна принципиально новая политика повышения доходов населения.

— А что на Кубани делается для того, чтобы дать людям возможность работать и зарабатывать?

— Не пытаемся изобретать велосипед, а развиваем малый и средний бизнес. Это самый действенный способ преодолеть все еще живучие настроения иждивенчества, упования на “доброго дядю”. Начинать лучше со школьной скамьи. В этом учебном году мы ввели в программу обучения старшеклассников новую дисциплину — основы предпринимательской деятельности, выпустили учебник по этому предмету. Важно устранить бюрократические барьеры на пути деловых людей, чтобы каждый, кто чувствует в себе талант предпринимателя, мог открыть свое дело. Ведь успешный бизнес — это не только новые рабочие места, но и обновление наших городов и станиц. Я мог бы привести немало примеров, когда бизнес помогает решать социальные проблемы, выходящие за рамки выплаты заработной платы.

— Функции “локомотива” отечественной экономики, утверждает мэр столицы, должны взять на себя регионы. Как вы полагаете, по силам российской провинции такая задача?

— А что, есть иное мнение? Не будем забывать: мы же Россия. На Кубани, в других регионах страны сосредоточен огромный кадровый, научно-технический и экономический потенциал. Не хватает лишь стартового импульса, притока “свежей крови” в виде финансовых инвестиций. При солидарных усилиях государства и бизнеса, при разумных межбюджетных отношениях мы сумеем поставить региональную хозяйственную махину на рельсы современной капитализации. Это будет мощным толчком для устойчивого развития страны. Сильная социальная политика строится на основе сильной экономики.






Партнеры