Апельсиновый шок

Оранжевый цвет в Москве попал под запрет

3 мая 2005 в 00:00, просмотров: 190

Эхо “оранжевой революции” докатилось до Москвы. И хотя революцией в воздухе пока не пахнет, оранжевый прочно вошел в моду. Оранжевые майки в витринах магазинов. Оранжевые букеты в цветочных ларьках. Оранжевые диеты в арсенале центров красоты и здоровья.

Уставших от зимней скуки москвичей новая цветная действительность только радует. Осторожных чиновников пугает. Ну а те, кто не хочет довольствоваться суррогатом, на праздники вместо Турции едут в Киев.


Владельцам ярких ларьков, торгующих телефонными карточками, можно сказать, повезло. Когда они появились, до революции в Киеве было еще далеко: оранжевый цвет ассоциировался у московских властей разве что с обмундированием дворников и шахтерскими касками. Но теперь все изменилось. После палаток на майдане и шерстяного шарфа Ющенко оранжевый попал в политическую палитру красок, и его присутствие на столичных улицах стало нежелательным.

Частные предприниматели — муж и жена Фонаревы — начали собирать документы на открытие винного бутика на одной из улиц в центре города еще в прошлом году. Витрины хотели оформить в нарядных оранжевых тонах.

— Ни о какой политике мы не думали, — рассказывает Владимир Фонарев, — просто решили, что яркое пятно украсит невзрачную улочку.

Однако оранжевые витрины Фонаревым не согласовали.

— Из бесед с чиновниками создалось впечатление, что они боятся. Вроде бы распоряжений не пускать на улицы оранжевый нет, но, как говорится, береженого Бог бережет, — рассуждает Фонарев.

В Департаменте потребительского рынка предпринимателя с ходу назвали выдумщиком.

— Мы согласованием витрин не занимаемся. Это дело Москомархитектуры, — сообщила “МК” замглавы департамента Лариса Коржнева. — А они, насколько мне известно, руководствуются только одним принципом: чтобы оформление нового магазина не диссонировало с окружающей застройкой.

В Москомархитектуре также заявили, что против оранжевого ничего не имеют. Этот цвет рекомендуется для оформления фасадов современных зданий, особенно в унылых спальных районах, малых архитектурных форм (фонарей, беседок) и детских площадок. Кроме того, оранжевый — один из базовых цветов для всех осенних праздников, а также Дня Победы. И только в центре города яркие кричащие тона нежелательны.

— Да это просто провокация, — подытожили официальную точку зрения в пресс-службе префектуры ЦАО. Правда, из частных бесед с чиновниками выяснилось, что негласный запрет на оранжевый все-таки существует: “После событий в Киеве этот цвет приобрел политическую окраску, и нам бы не хотелось, чтобы его засилье в городе исподволь вызывало у москвичей ненужные ассоциации”. Когда в столицу приехали митинговать пострадавшие от погрома в Благовещенске, их прямо попросили не ставить оранжевых палаток и не повязывать на шеи оранжевые ленточки. Теперь, говорят чиновники, это требование будет адресовано к каждой организации, желающей провести массовое мероприятие в Москве.

Больше всего это напрягает партию Ирины Хакамады “Наш выбор”. По словам пресс-секретаря Хакамады Константина Лазарева, оранжевый стал официальным цветом партии еще до событий в Киеве. И отказываться от его использования “Наш выбор” не собирается:

— Нигде в законе не написано, что оранжевый запрещен. Это изначально наш цвет и наш выбор.

Впрочем, Лазарев не стал скрывать, что использовать в Москве партийные символы становится труднее: “В начале года управы разогнали часть наших пикетов, выставленных под оранжевыми флагами, в поддержку предпринимателей”.

Оранжевый перессорил российских политиков. Жириновский ненавидит этот цвет и отказывается покупать апельсины в думском буфете. Рогозин, появившись в Киеве, нацепил стильный, по версии группы “Браво”, галстук. А Немцов, ставший помощником Ющенко, не стесняясь, ходит в нем в Москве. Однако самое сильное впечатление на политтусовку произвела выходка главы Минэкономразвития Германа Грефа, явившегося на интервью известному западному журналу в ярко-оранжевой рубашке.

Судя по витринам модных магазинов, для противников оранжевого, действительно настали тяжелые времена. Тенденции этого лета были сформированы еще год назад, и уж, конечно, дизайнеры в последнюю очередь думали о комплексах российской власти. “Оранжевый” ассортимент популярных итальянских, голландских и французских марок насчитывает до сотни наименований. Когда в прошлом году на Старой Басманной открылся специализированный магазин оранжевой одежды, вещи с прилавков смели в мгновение ока. Частная предпринимательница Татьяна Федина признавалась, что просто не ожидала такой бешеной популярности и не успела позаботиться о регулярном пополнении коллекций. Магазин уже несколько месяцев как закрыт, а люди все приходят и спрашивают: одним нужен оранжевый шарф, другим — туфли на каблуке.

— В принципе в засилье оранжевого нет ничего дурного, — поведал “МК” психиатр Леонид Смолин. — В нем нет агрессии, присущей красному. Наоборот, этот цвет вызывает у людей прилив жизненных сил и энергии. Я бы не препятствовал появлению оранжевого на московских улицах. Это лучшее средство от хандры.

С другой стороны, утверждает Смолин, оранжевый обладает гипнотическими свойствами. Поэтому его испокон веков используют для окраски предметов, имеющих повышенные требования к обнаружению. “Черный ящик” самолетов на самом деле оранжевый. Такого же цвета буи на море, спасательные круги, каски шахтеров и жилеты путейцев. Замначальника московского ГУВД Владимир Попов на днях предложил пополнить этот перечень пневматическими пистолетами. Чтобы сотрудники органов в сложных ситуациях не путали их с боевыми.

— С этой точки зрения украинские оппозиционеры все правильно рассчитали. Пройти мимо оранжевого пикета, не заметив его, просто невозможно, — отмечает Смолин.

А вот московские флористы неосознанно используют гипнотические свойства оранжевого в собственных целях. Букет “Оранжевое настроение”, несмотря на страшную цену — 1990 рублей, — расходится на ура. Флористы уповают на изысканное сочетание гербер, роз и пахнущих бутонов со сложнопроизносимыми названиями. Но, судя по всему, это тот случай, когда дело не в цветах, а в цвете.

Еще одна фишка сезона — “оранжевая диета”. Сбросить лишний вес, утверждают столичные диетологи, помогут папайя, морковь, апельсины, грейпфруты, тыква, абрикосы. Они обладают малым количеством калорий и повышенным содержанием витаминов. Кроме того, оранжевые фрукты — лучшие антидепрессанты. Не случайно в стрессовых ситуациях диетологи рекомендуют вместо кофе выпить стакан апельсинового сока. Однако злоупотреблять “оранжевой диетой” все-таки не стоит. У людей, склонных к диатезу, один только вид оранжевых фруктов и овощей может спровоцировать такую же сильную аллергию, как у чиновников оранжевые транспаранты и флаги на улицах.

Если депрессия не отступает, а любимая мини-юбка упорно не сходится на талии, лучше оставить в покое диеты и отправиться в путешествие. Угадать самое популярное направление майских праздников не составит труда. Туры в Киев к немалому удивлению туроператоров были распроданы в начале апреля.

— Сегодня я не возьмусь сказать, куда отправил больше туристов — в Киев или в Санкт-Петербург. В прошлом году лидерство Питера было однозначно, — рассказывает владелец турагентства Тимур.

Типичные туристические маршруты киевские экскурсоводы в спешном порядке дополнили пешеходной прогулкой по майдану Незалежности и посещением музея украинской революции. “Оранжевый тур” в майский Киев агентство Тимура продавало за 160 долларов, включая проезд, проживание и экскурсионную программу. Сегодня за такие деньги трудно будет найти даже пустующий номер в центральной части города.

— Создается впечатление, что вся Москва на праздники переезжает в Киев, — делится своими впечатлениями Тимур.

Российские власти этот вариант, похоже, полностью устраивает. “Пусть лучше мы к ним, чем они к нам”.

И никаких оранжевых витрин.




Партнеры