Игры в патриотов

Военные действия телеканалов к 60-летию Победы

5 мая 2005 в 00:00, просмотров: 173

Года два назад слово “патриотизм” было почти ругательным и ассоциировалось с Зюгановым, Анпиловым и их неистовыми старушками. Иное дело теперь — достаточно просто включить телевизор в прайм-тайм. С большой долей вероятности там можно увидеть: партизана с гранатой, “его благородие” с кокардой или Иосифа Виссарионыча с трубкой — какое ж телевидение без брендов?


Военно-патриотическая тема вернулась на экраны. Рейтинговой и модной.

То, что в юбилейно-победный год нам не дадут расслабиться, стало понятно уже в сентябре. РТР и Первый выстрелили одновременно — соответственно “Красной капеллой” и “Диверсантом”. От “Капеллы” ждали триумфа — не дождались. Мало того, что промоакцию из-за отпусков прошляпили, так еще единственный выживший разведчик из “Красной капеллы” Анатолий Гуревич публично назвал фильм, мягко говоря, не соответствующим действительности. И дальше с патриотизмом у “России” не задалось — “Звездочет” с “бригадиром” Вдовиченковым вышел каким-то маловразумительным. Зато Первый канал подсуетился и отпремьерился по-хотиненковски завораживающей драмой из жизни подводников “72 метра”. Увы, дать симметричный ответ “России” не удалось: поговаривают, что вовремя выпустить фильм по Пикулю “Конвой PQ-17” помешала неготовность спецэффектов. Тогда госканалу ничего больше не оставалось, как вытащить самый сильный козырь — “Штрафбат”, который хотели показать в мае. Фильм, безусловно, стал событием года: хорошая режиссура Николая Досталя, прекрасная игра Алексея Серебрякова, да и сам лейтмотив — жизнь, смерть и подвиг, вопреки официозу, — очень близок национальному характеру. Мелкие огрехи вроде обращения “святой отец” к православному батюшке случались и здесь, но на рейтинге не сказывались. Первый ответил троекратным залпом: “Московская сага”, “Дети Арбата” и “Гибель империи”. И оказалось, что такой патриотизм тоже работает, тем более, что теперь об этом можно.

Еще в некотором смысле интересными в этом телесезоне выдались документальные фильмы: “Убить Гитлера”, “Пропавший без вести Хрущев”, “Надежда Крупская” в цикле “Гении и злодеи” и многое, многое другое. Недавно на региональном конкурсе ТЭФИ некоторые документалисты положа руку на сердце признавались, что заказ на подобное кино таков, что просто клепать не успевают. Но халтура тут не самое страшное. Больше всего в такой телепродукции историков потрясают не ляпы, а истолкование событий доморощенными хроникерами. Взять хотя бы сюжет о трех женах командарма Буденного, из которого понятно, что усатый конник был не кровавым интриганом и даже не геройским истребителем “контры”, как мы читали о нем в учебниках, а романтическим героем-любовником.

Особняком на этом фоне стоит недавняя премьера историческо-художественного фильма “Брежнев”. Здесь радует хотя бы то, что авторы тщательно изучили материал и постарались дать Брежнева-политика, Ильича-человека и Леню из анекдотов в адекватных пропорциях. Безоговорочно хорош в образе генсека Сергей Шакуров. Вообще-то его позвали на роль Чазова. Но, оказавшись на площадке, актер-универсал так “дал Брежнева”, что сомнения у всей съемочной группы отпали вместе с челюстью.

В грядущие майские праздники у военно-патриотического ТВ будет бенефис и апофеоз. Кто-то уже сейчас объявил о намерениях реконструировать встречу фронтовиков на Белорусском вокзале. Где-то начали показ фильма о любви советского воина к немке. Иные тщательно скрывают, что приготовили к 9 мая, но патетически настроенная Лариса Кривцова каким-нибудь очередным марафоном памяти, надо думать, обеспечена. Смотреть ничего этого не хочется, и прежде всего потому, что в этих телехлопотах вокруг Победы слишком мало искренности, зато много расчета и спекуляций. Наверное, все-таки любовь к Родине и желание сколотить на этой самой любви рейтинг — две вещи несовместные.




Партнеры