Победа всухую

Национальный напиток россиян оказался негодным

6 мая 2005 в 00:00, просмотров: 291

Аккурат к празднику, когда весь народ на четыре дня бросится “в запой” отмечать Победу, из магазинов может исчезнуть практически вся водка. Национальный напиток оказался под угрозой совершенно с неожиданной стороны: на днях выяснилось, что уже больше года вся легальная (!) водка в стране продается незаконно. На бутылочных этикетках отсутствует срок годности.

Обнаружилось такое попустительство совершенно случайно. Отдельно взятые чиновники перечитали закон “О защите прав потребителя”, принятый в 2004 году. И с ужасом для себя выяснили, что чуть ли не каждая первая бутылка в стране “не сообщает”, доколе ее содержимое можно употреблять по назначению. И забили тревогу.

Впрочем, наши “водочники” утаивали сроки реализации своего товара не со зла: принятый в 1991 году ГОСТ на алкогольную продукцию полностью отменил понятие срока годности. И родившийся вслед за ним “потребительский” закон также не стал принуждать производителей сообщать, когда их продукт нельзя будет пить. Перечень товаров “со сроком” же отдельно устанавливался правительством. И алкоголя в нем не было.

Но принятые в апреле прошлого года поправки к закону “О защите прав потребителя” обязали всех производителей пищевой продукции информировать россиян о “роковой” дате. Не сделав исключения и для “беленькой”. В итоге получился правовой парадокс: по закону торговать водкой без срока годности на этикетке нельзя, по ГОСТу — можно.

Первыми опомнились чиновники Челябинской области. К майским праздникам “облавы” докатились и до столицы. Производители горячительного разводят руками: они твердо уверены, что водка храниться может годами.

Чиновники же к Дню Победы получили ценный подарок — возможность по-своему регулировать алкогольный рынок: товар без заветной даты на “одежке” можно совершенно на законных основаниях изъять из продажи. Что, уверены промышленники, и будет происходить. Весьма выборочно.

Самое интересное, что к тем “водочникам”, которые написали на этикетке: “Срок годности неограничен, но желательно употребить до…”, претензии предъявить будет очень трудно. Но таких единицы. Большинству производителей придется сменить бумажки на бутылках. А это, как рассказали “МК” в Национальной алкогольной ассоциации, 400 млн. экземпляров и более чем 200 млн. рублей. А если учесть, что для переклеивания этикеток придется покатать спиртное по маршруту магазин — склад — магазин, и того дороже.

Есть еще один враг — суррогаты. Контролирующие ведомства никак не определятся с перечнем денатурирующих добавок в спирт, который идет на “хознужды”. Техспирт не облагается акцизом, а значит, стоит намного дешевле. Позарившись на дешевизну и удобную упаковку (средства “Для размораживания замков” и “Размягчения копыт” продаются в 5-литровых канистрах), наши люди заливают в себя “продукты двойного назначения” по праздникам и без. Единственная денатурирующая добавка в них — диэтилфталат — не может сделать спирт непригодным для питья.

При этом порывы депутатов прописать в законе добавки типа бензина, керосина или битрекса (то есть тех веществ, которые невозможно взять в рот из-за горечи и запаха) ни к чему не приводят: за последние полгода документ снимали с рассмотрения семь раз. Впрочем, судя по всему, зашевелиться чиновникам все же придется — любовью россиян к суррогатам обеспокоился сам президент. Вот только как бы с перепугу законотворцы вновь чего не напутали. И не избавили соотечественников от легальной водки.


СПРАВКА "МК"

ЕСТЬ ЛИ У ВОДКИ СРОК ГОДНОСТИ?

В чистом виде нормальная водка может храниться вечно. В разлитом — все зависит от тары. Если стекло качественное, срока годности нет. И еще. Главное — не хранить “беленькую” в хрустальной посуде. Именно поэтому ни один производитель не делает из хрусталя даже сувенирную упаковку.




    Партнеры