“Филаретов” день

Первоапрельская продажа главой компании “Интеко” Еленой Батуриной двух цементных заводов лидеру рынка — компании “Евроцемент груп”, возглавляемой Филаретом Гальчевым, способна кардинально изменить расклад сил на цементном рынке страны. А в перспективе — и на перегретом рынке московского жилья. Несмотря на заявленную цену покупки, эксперты считают эту сделку весьма удачной для покупающей стороны.


Сделка для экспертов строительного рынка стала полной неожиданностью: в последнее время “Интеко” стремительно набирала обороты, выигрывая строительные тендеры и осваивая федеральные подряды, самыми крупными из которых было строительство библиотеки МГУ, университетского академгородка и застройка Ходынского поля. На приличные производственные мощности вышли и купленные “Интеко” у инвесткомпании “Антеко” цементные заводы. Уже в 2002 году они выдавали на-гора 7,5 миллиона тонн цемента, хотя для нужд компании вполне хватало и 200 тысяч.

Узнав о цене вопроса, все без исключения эксперты строительного рынка в недоумении разводили руками: у Филарета по определению не может быть таких денег! Дальше — простейшая цепочка логических рассуждений: значит, покупатель взял кредит. Наверняка под неслабые проценты. Соответственно, в ближайшее время приложит все усилия, чтобы “отбить” хотя бы их, не говоря о прогнозируемой многомиллионной прибыли. Значит, со дня на день подскочат цены на цемент. Не пройдет и месяца (а этим летом после полугодовой стагнации и разговоров о перегретости московского рынка жилья все эксперты по недвижимости прогнозируют всплеск покупательского интереса к столичным новостройкам), как поползут (или поскачут) цены на московское жилье.

Действительность не только подтвердила, но и усугубила самые мрачные прогнозы. Не прошло и трех месяцев после цементной сделки века, как цены с 1 апреля поднялись с 1150 до 1450 рублей за тонну. А с 1 мая, как сообщили нам источники, близкие к “Евроцементу”, строителей, а затем и тех, кто мечтает приобрести недорогое московское жилье, ожидает еще один яркий сюрприз — цены на цементную тонну поднимутся еще на 300 рублей. В результате 1150 “батуринских” рублей на глазах превратятся в 1750 рублей “филаретовских”. Перефразируя расхожую присказку крестьян XVIII века (“вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”), обывателю остается только воскликнуть: “Вот тебе, стройкомплекс, и Филаретов день!”.

Рассчитывать на то, что уроженец Новороссийска, грек по национальности Филарет Гальчев, обслуживая в своем бизнесе интересы своих американских партнеров (45% акций ОАО “Евроцемент груп” принадлежит американскому инвестиционному фонду Russia Parttners), проявит крайнюю щепетильность и снисходительность по отношению к потребителям своей продукции, было бы в высшей степени наивно. Бизнес суров, но это бизнес. Особенно если это бизнес на чужой территории. В данном случае говорить о какой-то социальной направленности филаретовского цемента не приходится. Весьма вероятно, что, став безраздельным монополистом в своей области, “Евроцемент груп” быстро оправит “в одну калитку” весь мелкий и средний бизнес, так и или иначе “заточенный” на потребление или перепродажу цемента. В компании не скрывают, что собираются “прочистить” целую паутину посредников, которыми в последние годы якобы обросла “цементная империя Батуриной”. Не сомневаюсь, что так и произойдет. Как не сомневаюсь и в том, что, выбросив за борт активного бизнеса целую армию посредников (сам факт существования которых вызывает еще большие сомнения — если бы так было на самом деле, Батурина бы давно разорилась, а она пока позиционирует себя как вполне успешный бизнесмен), “евроцементовцы” вплотную займутся конкурентами. А так как миф о цивилизованной конкуренции в нашей стране (и не только) так мифом и остался — невзирая на титанические усилия разнообразных антимонопольных служб, “цементная” конкуренция скорее всего примет изощренный и варварский характер. Рассчитывать на то, что в агрессивной кислотно-щелочной среде рынка, где выживают только шок-мены высокого персонального калибра, будет пущен в ход такой механизм, как пусть временное, но снижение цен, — детский лепет на лужайке. Цены будут расти тропическими темпами — до тех пор, пока обыватель будет платить за продукцию. А он будет. К тому же московская строительная индустрия — локомотив всей столичной экономики, на которую “завязаны” множество городских социальных программ. И, насколько мне известно, отказываться от заявленных масштабов строительства (минимум 5 миллионов квадратных метров в год), которые являются предметом своеобразной гордости столичного мэра (столько не строили даже при Хрущеве, когда расселяли народ из коммуналок!), из-за прихоти “Евроцемента” пока никто не собирается.

В контексте неприкрытой агрессивной политики новых цементных королей бизнес жены московского мэра, который последние несколько лет являлся излюбленным предметом обсуждения (и осуждения) многих столичных акул пера, начинает приобретать акцентированные человеческие черты. Вывод напрашивается сам собой: если госпожа Батурина так долго сдерживала цены на строительную кровь, производимую на ее заводах, может, ее-то бизнес и был социально ориентированным? Косвенно это подтверждают те проекты (в основном федерального значения), где группа компаний “Интеко” проявила себя достаточно акцентированно — в академгородке МГУ 400 квартир отошли профессорско-преподавательскому составу университета, часть квартир на Ходынском получили бесквартирные офицеры, а в агрохозяйстве “Интеко-Агро” (дочерней компании “Интеко” в районе Белгорода) резко возросли не только надои коров, но и зарплата обслуживающего персонала. Думается, что ссылки на безграничные административные возможности мужа во всех вышеперечисленных случаях выглядят не слишком убедительно — до Белгорода и Министерства обороны административный ресурс московского мэра “дотянуться” не может.

К тому же до 2001 года фирма Елены Батуриной вообще не была замечена в городских тендерах, а выигрывать их (причем с изрядным федеральным обременением) стала только в последнее время.

А для “Евроцемента”, похоже, в ближайшее время наступит золотая эра. Совершенно очевидно, что покупка цементного бизнеса “Интеко” позволит компании уйти в недосягаемый отрыв от конкурентов. По словам пресс-секретаря компании Сергея Мещерякова, в 2005 г. компания намерена произвести не менее 21,5 миллиона тонн цемента и захватить не менее 40% рынка. На смену так нелюбимой журналистами империи Батуриной приходит никому не известная империя Филарета. И начинает свой бизнес с резкого повышения цен. Прощайте, госпожа Батурина, здравствуй, новая монополия, “золотой” цемент и теперь уже по-настоящему недоступное жилье...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру