“Роллс-Ройс” из тундры

Чем можно заинтересовать английского принца?

7 мая 2005 в 00:00, просмотров: 452

Ни домов, ни дорог — голая заполярная тундра, маленькое озеро, окруженное холмами... И там, на дне озера, лежит “Роллс-Ройс”! Настоящий, сделанный в Англии. Но откуда же он там взялся? С неба, что ли, упал?

Вот именно: упал с неба. А не так давно “британца” вытащили из водных глубин, чтобы полностью привести в порядок... И снова отправить в небеса.


Речь, конечно же, идет не об автомобиле, а о самолете (на котором, правда, установлен двигатель фирмы “Роллс-Ройс”). 62 года пролежал на дне безымянного озерка под Мурманском английский истребитель “Харрикейн” (“Ураган”), подбитый в бою. Теперь этот раритет собираются отреставрировать и даже “поднять на крыло”.

— Мы уже контактировали с зарубежными мастерами, занимавшимися восстановлением “Харрикейнов”, — они готовы оказать помощь консультациями, необходимой технической документацией, — рассказывает один из руководителей Федерации авиареставраторов России Олег Лейко, принимавший участие в спасении боевой машины. — А принц Кентский, узнав про нашу находку, заявил, что английская сторона хотела бы видеть эту машину у себя на праздновании в честь юбилеев побед во Второй мировой. Для жителей туманного Альбиона “Ураганы” до сих пор являются гордостью: в годы войны с Германией эти истребители сыграли главную роль в отражении фашистских атак на Британские острова. Поэтому на всех военно-воздушных парадах в Англии честь их открытия принадлежит именно старичку “Харрикейну”.

“Ураганы” выпускали с 1937 по 1944 год. Всего было изготовлено около 14000 самолетов разных модификаций. Из этой воздушной армады в музеях и частных коллекциях уцелело не более четырех десятков. В том числе 10 “Харрикейнов” — до сих пор летающие. В нашей стране сохранилось лишь два таких “англичанина”. Один установлен на постаменте в заполярном городе Ревда, другой находится в Музее ВВС Северного флота.

— Этот истребитель прибыл в Россию еще августе—сентябре 1941 г. и предназначался для английского 151-го авиаполка, воевавшего в Заполярье. Какое-то время на нем летал командир англичан полковник Рамсботт-Ишервуд. А 25 сентября “Харрикейн” был подарен им командующему ВВС Северного флота генерал-майору Александру Кузнецову. В ответ наши летчики презентовали британцам олененка по имени Дружок. Те были очень растроганы — зачислили малыша в полк на полное довольствие и потом увезли с собой в Англию...

У нас на этом “Урагане” неоднократно поднимался в воздух его формальный хозяин — генерал Кузнецов. Потом машину передали в 72-й авиаполк Северного флота, а затем лейтенанту Маркову. В бою с немецкой авиацией 2 июня 1942 г. этот летчик сбил “Мессершмитт”, но и самолет Маркова получил несколько попаданий, так что пришлось совершить вынужденную посадку на замерзшем озере. Лейтенант остался в итоге цел, а технику спасти не успели: лед подтаял, и тяжелая машина провалилась.

В 2002-м “Харрикейн” обнаружили после нескольких лет поиска по архивным документам (его случайно зацепили снастями местные рыбаки). А через два года экспедиция, организованная Федерацией авиареставраторов, извлекла крылатый раритет из-под воды.

— Операция по подъему “Харрикейна” длилась 2 недели, — вспоминает Лейко. — В ней кроме нас принимали участие ребята из мурманского поискового отряда “Икар” и воронежского предприятия подводно-технических работ. Поднятый истребитель частично разобрали и отвезли в Москву. Сейчас “Ураган” находится в Подмосковье — лежит в ангаре, дожидаясь начала реставрации.

По самым скромным подсчетам, реставрация “Харрикейна” обойдется в несколько сотен тысяч долларов. Так что при скромных возможностях Федерации возрождение самолета может затянуться на долгие годы. А желающих помочь с восстановлением старого истребителя в России пока не нашлось. Так что придется отправлять его на “лечение” в Англию.

И все-таки Олег Лейко и его товарищи верят: этот “Ураган” когда-нибудь обязательно поднимется в небо над Россией.




Партнеры