Стивен Спилберг: “Тетрис? У-у, хорошая игра!”

Культовой забаве стукнуло 20 лет

В него “резались” абсолютно все. Школьники — под партами, домохозяйки, бизнесмены — в перекурах между совещаниями, и даже бабушки с дедушками.

Сегодня тетрису исполняется двадцать лет. Создатель культовой игрушки программист Алексей ПАЖИТНОВ буквально на пару недель заскочил на родину из Штатов. Историю своего детища он рассказал в эксклюзивном интервью “МК”.

— Тетрис родился случайно. Мне было тридцать, я работал в вычислительном центре Академии наук, занимался проблемами искусственного интеллекта, писал игрушки-головоломки. Однажды решил запрограммировать известную настольную игру “Пентомино” — когда фигурки всевозможных форм, состоящие из квадратиков, складываешь в коробочку. И чтобы в нее можно было играть не одному, а вдвоем. Упростил по максимуму: фигурки теперь состояли только из четырех квадратиков, всего семь комбинаций. А чтобы игра не кончалась, стал удалять заполненные строчки.

— Почему тетрисом назвали?

— По количеству квадратиков в комбинации, от латинского “тетра”. А окончание сам придумал — чтобы легко запоминалось.

— На кого была рассчитана игрушка?

— Честно? Я ее сам для себя написал. Два месяца играл не вставая... Тогда в СССР понятия “программный продукт” вообще не было. Мы работали на допотопных ЭВМ “Электроника-60”. А когда появились персональные компьютеры, мы с помощником переписали тетрис в новый формат. И понеслось...

— Кто взялся за раскрутку игры?

— Ее заметил английский агент, венгр по происхождению. Я долгие годы пробивал тетрис через все советские органы. Популярность в Европе и Америке он приобрел только в 1988-м. А действительно культовым стал весной 90-го, когда появилась приставка “Gameboy”. Разошелся тиражом 30 миллионов копий...

— Какой гонорар получили за тетрис?

— Я продвигал игру через государство, и поэтому права на тетрис целых десять лет были у вычислительного центра. За это время мне не заплатили ни копейки. Стал получать гонорары только с 1995 года.

— Вы миллионер?

— По российским меркам, то есть в рублевом эквиваленте, — да. Но в США до миллионера мне очень далеко...

— Так и остались бы на родине. Зачем туда перебрались?

— Меня пригласили в 1990 году. Я стал чистым гейм-дизайнером. Глобальных планов нет. Восемь месяцев назад ушел из компании Microsoft — отдохнуть захотелось. Но могу вернуться в любой момент.

— Сейчас море компьютерных игрушек. Не боитесь, что тетрис затеряется?

— Наоборот, сейчас у него открылось “третье дыхание”. За последние три-четыре года основные доходы приносят мобильники: по всей Европе и в Японии. И это только начало раскрутки мобильного тетриса...

— Самая необычная благодарность за тетрис?

— Режиссер Стивен Спилберг сказал мне: “У... Хорошая игра!” А лет пятнадцать назад в Японии ко мне подошел школьник подписать картридж. А потом намазал его суперклеем и намертво вставил в игровую приставку...


А ВЫ ИГРАЕТЕ В ТЕТРИС?

Феликс ЗВЯКИН, замдекана факультета “Информатика и системы управления” МГТУ им. Баумана:

— Впервые познакомился с тетрисом в школе в 1986 году. Стаканчик с фигурками на зеленом экране старого компьютера ДВК-2 сразу же привлек мое внимание. Это была первая настоящая компьютерная игра. 7,5-дюймовую дискету с тетрисом мы хранили как зеницу ока.


Елена ВОРОБЕЙ, артистка эстрады:

— Тяжело заболела тетрисом в 1988 году. Но болезнь длилась недолго — несколько месяцев, пока игра не стала мне сниться по ночам. Тогда я поняла, что мне вскоре потребуется хирургическое вмешательство, и понесла бациллу в массы — подарила тетрис подруге.


Борис НЕМЦОВ, политик:

— Тетрис? А что это такое? Игра? Первый раз слышу...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру