Вернемся к нашим барханам

Российские раллисты взяли “Хазарские степи”

11 мая 2005 в 00:00, просмотров: 258

Есть одно интересное местечко на юге России. Кому-то оно показалось “Русской Венецией” благодаря богатой гидрографии, кому-то “Маленькой Сахарой” — из-за безжизненных барханов. Так или иначе, из полсотни экипажей, взявших старт второго этапа чемпионата России по внедорожным ралли-рейдам под названием “Хазарские степи”, до финиша добралась всего половина.


“С третьего раза я взял эти степи”, — штурман победного экипажа Кирилл Шубин ликовал, хотя до старта предлагал поменяться телесными оболочками: усталость и нервы... Мой старый приятель, в свое время поработавший модератором нашумевшего шоу “За стеклом”, поборется за звание чемпиона страны.

С каждым этапом чемпионат становится интереснее. Наши научились прокладывать трассы — это первое. Караван наконец стал разнообразным: традиционным Pajerо и Toyota, “Нивам” и “УАЗам” компанию составили KIA, Nissan и несколько модернизированных прототипов. Но основное внимание было приковано к соперничеству двух зубров российского рейда — одного из первопроходцев этой дисциплины Сергея Гири (Business Car) и чемпиона России Алексея Беркута (“Динамо-Моторспорт”). Преимущество Гири оформилось на первом спецучастке — и виной тому несколько штурманских ошибок на навигационных участках (здесь спортсмены прибегают к услугам GPS). Ни в коем случае не камень в огород штурмана Антона Николаева, пребывавшего все это время в волнении: его супруга должна была вот-вот родить. Теперь оперативной задачей динамовцев было броситься вдогонку, чтобы отыграться.

Редкие кусты полыни, да верблюды — вся флора и фауна астраханской степи. Пересеченная местность, по которой способен проехать лишь полноприводный внедорожник. Опасность таили пересохшие озера, покрытые тонкой коркой соли (два джипа наблюдателей, угодивших в такую ловушку, пришлось вытаскивать “КамАЗом”). А на финальном, четвертом спецучастке организаторы пообещали каравану реальную пустыню — и не обманули.

“Если бы я не знал, где оказался, — скажет потом победитель Сергей Гиря, — мог бы подумать, что это гонка “Дакар”. Те же высокие барханы, песчаные трамплины, плохая видимость...” Именно в песчаной ложбинке и случилась кульминация гонки в зачете “Суперпродакшн”: здесь экипаж Беркута сел на хвост лидеру. Он подошел так близко, что подумалось: еще одно неловкое движение, и оба железных монстра сцепятся в страшных объятиях. Но преследователи-динамовцы предпочли избежать аварии и уйти с занятой траектории. В этот момент судьба гонки стала ясна.

Тем временем мы в компании со знаменитым дакаровцем, ныне спортивным директором “Динамо” Евгением Дорониным, пересекая кошару (стойбище для овец), подверглись атаке охранявших загон кавказских овчарок, о которых давно предупреждали прокладчики трассы. Пока ты не поздороваешься за руку с хозяином собаки, имеет смысл поднять стекла. Хотя жители приняли раллистов радушно: когда на “УАЗе” Биньямина Джепаева полетели оба моста, он нашел заднюю полуось у аборигенов, благодаря чему смог закончить спецучасток.

Вообще, отечественные автомобили справились с задачей ничуть не хуже двух основных зачетных групп: великолепно проявил себя на “Шеви-Ниве” тольяттинец Юрий Боровиков. “Только вот мы работаем на голом энтузиазме, а производитель поддержки не оказывает”, — обижается гонщик.

В тренировочном режиме провели свою гонку и многолетние покорители гонки “Дакар” на “КамАЗах”. Сейчас глава команды Семен Якубов дал прокатиться молодым. Мы зашли в гости в “дом на колесах”, ноу-хау челнинцев, прекрасно зарекомендовавшем себя в пустыне. В грузовике есть кухня, выдвижная столовая, три купе, в которых может разместиться 8 человек. Нынешнее поколение машин вообще радует: если раньше участников “Дакара” приходилось выносить из кабины и немедленно отправлять к штатному массажисту, теперь же такой адской нагрузки на позвоночник нет.

В “Динамо-Моторспорт” — двойственные настроения. Потеряли первое место в абсолюте, зато молодая команда с классической буквой “Д” на автомобилях сумела собрать великолепный подбор исполнителей. Вместе с Беркутом гоняются человек-легенда Боровиков, известный гонщик Борис Букатов, молодой Денис Семыкин, другие перспективные гонщики. Теперь вся ставка — на следующий этап чемпионата России, который пройдет в августе в Калмыкии. Ну и, понятно, подготовка к новому “Дакару”, где вся ставка — на призовые места.

Моральные и физические ресурсы к моменту награждения почти иссякли, и это понять можно. Больше тысячи километров тряски, никакого сна (механики всю ночь готовят машину, гонщики дожидаются судейских решений и итоговых результатов). Впрочем, силы улыбнуться все же нашлись. Штурман Константин Мещеряков из питерского “Нарт Тайма” сейчас был доволен и третьим местом. В прошлом году они с пилотом Константином Жильцовым чуть не погибли, упав с бревенчатых мостков в воду во время рейда Москва—Петушки. Пилот выбрался сам и выручил напарника, который не смог отстегнуть ремни безопасности и самостоятельно выбраться из наполненного мутной водой джипа. “Я подумал, что это конец, — рассказал Костя, — возможно, пережил клиническую смерть”. Сейчас среди участников ходят рассказы о том, что штурман побывал ТАМ и даже видел яркий свет в конце тоннеля. Так или иначе, речи о том, чтобы “завязать” с опасным делом, не идет. Потому что гонки — это на всю жизнь.






Партнеры