Полуторный раритет

На восстановление военной техники уходит два года

11 мая 2005 в 00:00, просмотров: 222

Эти автомобили хорошо узнаваемы по кинофильмам про войну и старым фронтовым фотографиям, но увидеть их, как говорится, вживую не всякому удается. А вот мытищинцы смогли в День Победы не только посмотреть на раритеты, но и прокатиться на них. Легендарная полуторка, легковой автомобиль маршала Жукова “Виллис” — ветераны войны будто вернулись в свою фронтовую молодость. Для коллекционера этой техники Евгения Шаманского старинные автомобили стали частью истории.

Коллекция уникальных машин середины прошлого века Евгения Шаманского уже третий год подряд участвует в праздничных событиях города Мытищи. В День Победы — как само собой разумеющееся. Каждый раз состав выставляемой техники меняется. Выбирать есть из чего — 60 единиц автомобилей и мотоциклов! Многое, правда, находится в состоянии реставрации, доработки.

— Машина может месяцами простаивать, если нет какой-нибудь одной, даже маленькой детали, — сетует Евгений на проблему запчастей.

Обычно на праздники мытищинская администрация берет у Евгения не больше 9 единиц техники. В этом году выставка уникальная. Среди экспонатов — автомобиль “ЗИС-101”, первый советский правительственный автомобиль 1931 года выпуска, на котором возили маршала Георгия Жукова. Впрочем, по признанию Евгения, это самая дурацкая и нелепая машина в мире. Здесь же мотоциклы “Харлей Дэвидсон” и первый советский, 31-го года производства. Ну и, конечно же, знаменитые полуторки “ГАЗ-АА” и “ГАЗ-МН” — упрощенный вариант, без дверей и навеса, с большим количеством деревянных элементов. Идеальный вариант для войны, который экономил и материал, и время.

На этих полуторках 9 мая возили мытищинских ветеранов. А одна из них накануне совершила поездку в Лобню — за Вечным огнем. Дело в том, что в Мытищах 10 лет назад, к 50-летию Победы, установили мемориал, а к 60-летию задумали зажечь огонь. Везти его с Красной площади проблематично, а вот из Лобни, которая в свое время зажгла его от огня у Могилы Неизвестного Солдата, вполне реально. Так что полуторки и сегодня, спустя 60 лет после войны, готовы служить верой и правдой. Теперь уже — делу памяти.

Приняли участие в праздничном параде и два военных джипа “ГАЗ-67” 1943 года выпуска. Они, между прочим, оформлены у Евгения как любая другая машина — есть номера и техпаспорт, так что они могут эксплуатироваться не только во время парадов, но и в повседневной жизни. Если же нет соответствующих документов, то автомобиль теряет статус действующего и имеет право на жизнь только в пределах мастерской или музея. Исключения делаются лишь для праздничных Парадов Победы.

Много в коллекции Евгения и немецких штабных “Мерседесов” и мотоциклов. Когда Советская Армия освобождала Германию, многие офицеры забирали с собой немецкую технику.

— Вот, например, хороший материал для работы, — Евгений показывает на груду металла. — По нашим расчетам, ее разбило прямым попаданием авиабомбы. После праздников приступаем к реставрации. Картинка будет, а не машина.

Кстати, срок реставрации любой раритетной машины в среднем составляет полтора-два года. При этом для одной единицы техники закупается еще несколько “доноров”, из которых берутся необходимые для ремонта детали. Люди, знающие про хобби Шаманского, часто просто звонят и говорят: “Слушай, в таком-то селе видел классную машину”. Тогда он просит ее сфотографировать и, если нравится, едет к ее хозяину и покупает. Правда, не все продают. “Один дедушка так и не продал мне свою легковушку — она для него до сих пор единственное средство передвижения”, — рассказывает Евгений.

А однажды с Шаманским был забавный случай. Когда он обкатывал в окрестностях города одну из своих полуторок, к нему подошел старик, который всю войну на такой машине откатал. На него нахлынули воспоминания, и Евгений предложил деду прокатиться. Когда фронтовой шофер нажал на тормоз, машина вместо того, чтобы медленно остановиться, встала как вкопанная: Евгений сменил классические для полуторки задние тормоза на современные. “Что же ты, гад, с машиной сделал?” — разочарованно вздохнул дед.

Но на Параде Победы 9 мая мытищинские ветераны с удовольствием и без разочарования прокатились на милых сердцу полуторках...




Партнеры