Осторожно, Бетховен!

Победа и Пасха в одном поцелуе

11 мая 2005 в 00:00, просмотров: 165

Сегодня завершает свой марафон IV Пасхальный фестиваль, каждое проведение которого отличается какой-либо особенностью. На этот раз он совпал с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, а потому его программа носила ярко выраженный патриотический характер. Однако некоторые музыкальные события вызвали разочарование: Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, успевшие приучить московскую публику к чрезвычайно высокому уровню исполнения, продемонстрировали, что “и на старуху бывает проруха”.


Почему в Москве фестиваль проводят питерские музыканты? Почему худрук фестиваля именно Валерий Гергиев? Нужно ли на празднике православной Пасхи играть нерусскую музыку? Сейчас подобные вопросы кажутся наивными и нелепыми. За три года московский Пасхальный фестиваль обрел статус федерального, получил в этом году неплохой по российским меркам бюджет в 62 миллиона рублей. Но подобный марафон имеет и свои отрицательные стороны.

Как обычно, маэстро Гергиев поставил перед собой амбициозные задачи. Например, сыграть все три симфонии Рахманинова. Что он сделал: Первую и Третью в Москве, Вторую — в провинции. Еще более амбициозный посыл — сыграть пять из девяти симфоний Бетховена, включая грандиозную Девятую. Казалось бы, ничего в этом опасного нет. Если не вспомнить, что, во-первых, Мариинский оркестр не симфонический, а оперный. Во-вторых, Гергиев не принадлежит к числу признанных мастеров интерпретации Бетховена. В-третьих, все вкупе: Рахманинов плюс Бетховен плюс вся остальная программа фестиваля — это много партитур, которые надо выучить и отрепетировать. То, что отрепетировать времени не хватило, было очевидно от концерта к концерту. Нынешний фестиваль впервые за последние годы показал, что и из-под трепетной руки маэстро Гергиева могут вырываться несовершенные звучания. Жаль. Гергиев всегда был “брендом”, гарантирующим качество. Подобная “всеядность” и желание объять необъятное, как видно, ведет к утрате гарантий.

Особенный интерес публики вызвала опера “Война и мир” в постановке Андрея Кончаловского. Этот спектакль, выпущенный на сцене Мариинского театра в 2000 году, обладает главным достоинством: он адекватен величию момента. То есть не суетлив, не претенциозен, не эпатажен, но зато выдержан в традициях “большой” советской оперы. Правда, на сцене Театра Армии не удалось полноценно реализовать все постановочные эффекты. А потому опера была показана в полуконцертном варианте. Но, без потери музыкальных достоинств.

Следуя примеру многих великих дирижеров, маэстро Гергиев создал интернациональный молодежный оркестр, назвав его “Объединенный молодежный оркестр стран — участниц Второй мировой войны”. Пока в нем в основном играют молодые музыканты из регионов бывшего СССР, но кто знает — может быть, со временем в него вольются и представители других стран. В исполнении этого коллектива под управлением мэтра прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, без которой сложно представить себе программу, посвященную Великой Победе.

Фестиваль завершает Девятая симфония Бетховена, которая, как известно, призывает мир слиться в поцелуе. А сам фестиваль, который, бог даст, случится и на будущую Пасху, хочется призвать к некоторому самоограничению. Во имя того, чтобы количество не вступало в конфликт с качеством.




Партнеры