Большой бойкот

Из-за чего поляки обиделись на русских артистов?

13 мая 2005 в 00:00, просмотров: 204

Воспетый еще Пушкиным “спор славян между собой” в наши дни вылился во вполне современный скандал, в котором сплелись политика и культура. На фоне юбилейных торжеств по случаю 60-летия Победы пробежала черная кошка между российскими артистами и польскими зрителями.


Национальную гордость польских братьев-славян покоробила недооценка вклада Польши в разгром гитлеровской Германии. В знак протеста поляки начали в массовом порядке сдавать билеты, купленные на концерты с участием артистов из России (в сообщениях СМИ упоминаются, в частности, служители муз из Большого театра). Если поляки действительно обиделись на неупоминание подвигов польского народа в годы войны, то их, конечно, понять можно. Но при чем тут бойкот искусства?

“МК” попытался разобраться в ситуации, обратившись и к польской, и к российской сторонам. В посольстве Польши ни вопрос с гастролями артистов Большого театра, ни вопросы насчет обид поляков на праздничную речь 9 мая комментировать не стали.

Пришлось позвонить коллегам — журналистам польской ежедневной газеты “Речь Посполитая”. Один из них, попросивший не называть своего имени, выдвинул свою теорию развития ситуации:

— Поляки, что бы об этом ни говорили, любят русскую культуру. И когда туда приезжал тот же самый ансамбль Александрова, в залах был аншлаг. По всей видимости, это были не гастроли Большого. В Польшу, на мой взгляд, привезли только некоторых артистов из Большого. Билеты плохо продавались еще до 9 мая (а некоторые уверены, что гастроли были организованы плохо), и ребята-организаторы просто решили представить свой провал как бойкот.

Другой представитель этого издания уже вполне официально рассказал про обиду на то, что их не упомянули как страну-победительницу: “У нас погибло шесть миллионов человек. Было разрушено 90% Польши. Наши солдаты сражались на всех фронтах, дошли и до Берлина. Плюс еще накопившаяся боль, противоречия между Советским Союзом и Польшей. Решить это легко — просто надо сказать слова сожаления по поводу советской оккупации и всего прочего”.

А вот что говорит пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова:

— Я не могу вам даже имена назвать тех артистов, которые якобы приняли участие в гастрольном туре по Польше. Артист может взять отпуск за свой счет на пару-тройку дней, и далее театр за него никакой ответственности не несет. Иное дело — незаконное использование марки Большого театра. Мол, “гастроли Большого театра”. Это требует специального разрешения дирекции. Но в данном случае этого нет.

— Но в 90-е годы десятки наспех сколоченных группок “звезд Большого” из, как их называли, “третьего ряда кордебалета” гастролировали по миру, сильно девальвировав марку театра...

— Да, это была серьезная проблема. Сейчас это все не так бессовестно, ибо регламентировано юридически. Были прецеденты с левыми гастролерами и в Израиле, и в Южной Америке. Мы судились. По Польше ничего подобного не было. В 2003 году на государственном уровне мы провели активные гастроли, показав “Хованщину” и “Любовь к трем апельсинам”. И все с аншлагами.

Как бы то ни было, и я, и руководство Большого театра очень сожалеет, что политика вмешивается в дела культуры. Опять. Это прискорбно. Кем бы ни были артисты — наши ли это солисты или из театра Немировича-Данченко, они не должны испытывать на себе отголоски политических дрязг... Культура всегда выше этого.

Что же до этой ситуации, мы, несомненно, проведем внутреннее расследование, поскольку даже афиш польского тура мы не видели. Непонятно, то ли поляки бойкотируют, то ли билеты продавать не умеют... Позже разберемся.




    Партнеры