Институт на ужин

Половина студентов учится вечером

16 мая 2005 в 00:00, просмотров: 347

“Дело было вечером, делать было нечего...”

Эти строчки Сергея Михалкова знает каждый, но они — не про студентов-вечерников. Им-то как раз есть чем заняться после работы...


“Вечерка” — одна из самых распространенных форм получения образования, причем любого — от общего среднего, начального и среднего профессионального до высшего... Правильное название вечернего профобучения — “подготовка специалистов без отрыва от производства”.

Я б в вечерники пошел...

В советские годы вечерние отделения и факультеты институтов по популярности почти не уступали дневным. На них поступали по двум причинам. Во-первых, туда шли ребята, недобравшие баллов для очного обучения. Их расчет был прост: чем еще год болтаться без дела, лучше поучиться вечером. Тем более что оставался шанс перевестись со временем в “дневники”... Таких умных и расчетливых среди вечерников было примерно 60%. Вторая категория студентов — ребята, изначально решившие учиться после работы. В основном это были парни, только что вернувшиеся из армии, и девушки, решившие пораньше начать трудовую деятельность. Они весьма успешно совмещали учебу с зарабатыванием денег и набирались трудового опыта. Не стоит забывать и про то, что карьерный рост вечерников шел намного быстрее, чем у “дневников”: ребят хорошо знали на производстве и уже на старших курсах ставили на руководящие должности.

Старая песня на новый лад

Идея давать знания после работы возникла, впрочем, задолго до сегодняшнего дня — еще в конце позапрошлого века. Тогда широкое распространение получили вечерние школы, в которых учились грамоте и арифметике взрослые люди. В основном — заводские и фабричные рабочие. Затем эти учебные заведения плавно перешли в советскую действительность. В 1920-х годах, во время борьбы с безграмотностью, через ШРМ (школы рабочей молодежи) прошли миллионы наших граждан. Помимо них повсеместно открывались вечерние училища и техникумы: очень велика была потребность в специалистах, а институтов еще не хватало...

В начале 1930-х стали появляться вечерние факультеты и отделения и при самих вузах (в основном технических). Что было понятно: страна остро нуждалась в технологах и инженерах. На вечернее обучение направлялись, как правило, молодые коммунисты и комсомольцы. Тогда же стали открываться и самостоятельные вечерние институты и техникумы. Накануне войны, в 1940 году, в СССР действовали 8 вечерних вузов и 47 ссузов. Но особой популярностью высшее и среднее специальное вечернее образование стало пользоваться в 1970-х годах. Вечерние факультеты и отделения были практически при всех институтах и техникумах, в том числе при 48 крупнейших университетах. Главная привлекательность “вечерки” заключалась в том, что на нее принимали без ограничения возраста (на дневное отделение — только до 35 лет). Кроме того, проходной балл при поступлении был намного ниже, чем на очных факультетах. Для абитуриентов, имеющих трудовой стаж (как правило, не менее двух лет), предусматривались существенные льготы: чтобы стать первокурсником, достаточно было сдать экзамены на троечки. Учиться, конечно, приходилось на год дольше, чем “дневникам”, зато преподаватели всегда с пониманием относились к личным проблемам взрослых студентов и не слишком ругали за пропущенные лекции или невыученные формулы.

Форма разная — результат один

С советских времен система “вечерки” плавно перешла в российское образование. По-прежнему многие вузы имеют вечерние факультеты и отделения. Студенты поступают на них, как и прежде, по конкурсу, но для них уже не требуется наличие обязательного трудового стажа. Экзамены для вечерников точно такие же, что и для “дневников”, но проходной балл все же существенно ниже. Занятия проходят три-четыре раза в неделю по четыре академических часа (две пары). Программы и пособия — те же, что и у студентов-очников, так что качество обучения практически не отличается. Зато спецкурсы и спецдисциплины преподаются с учетом того, что студенты уже знают основы профессии.

Вечерники, как и “дневники”, ходят на лекции и семинары, регулярно выполняют контрольные и лабораторные работы, дважды в год сдают сессию. Но обязательную практику проходят обычно по месту работы — это и легче, и выгодней материально. На пятом-шестом курсах (вечерняя учеба длится от 5,5 до 6,5 лет) ребята сдают госэкзамены, пишут, а потом защищают дипломные работы. Стипендию вечерники, разумеется, не получают, зато у них есть другие льготы: во время сессий, преддипломной практики и диплома им полагается оплачиваемый отпуск. А документ, который они получают после окончания вуза, такой же, как у “дневников”.

В последнее время вечерние отделения все чаще появляются и в негосударственных вузах. Надо отметить, что количество “вечерников” в России постоянно растет — сегодня они составляют уже 48% всех отечественных студентов. Занятия во второй половине дня практикуют и в гимназиях. Какие преимущества дает такая учеба? Во-первых, можно сосредоточиться на предметах, необходимых при поступлении в вуз; во-вторых, у гимназиста формируются навыки самоподготовки; в-третьих, освобождается время для дополнительных занятий на курсах и с репетиторами; в-четвертых, можно больше заниматься спортом или художественным творчеством. В любом случае — у ученика вырабатывается ответственное отношение к получению знаний и “взрослый” подход к выбору специальности.




Партнеры