Виртуальная морковка

Диплом можно получить с помощью Интернета

16 мая 2005 в 00:00, просмотров: 357

— Сегодня в “продвинутых” вузах весьма модно словосочетание “образовательные технологии”, — говорит профессор Юрий РУБИН. — Обычно под этим подразумеваются информационные технологии (IT) в образовании. Однако это не одно и то же. Скажем, преподаватель учит студентов очно, “глаза в глаза”, принимает экзамены, ставит оценки. Это и есть образовательная технология в чистом виде. Благодаря IT стали развиваться совершенно иные способы получения знаний — дистант, оф- и он-лайн обучение (e-learning).


Юрий Борисович — председатель Общественного совета гарантий качества высшего образования, признанный специалист в сфере IT-обучения. Его взгляд на будущее виртуального образования в России показался нам весьма интересным.

— Е-learning зародился десять лет назад в Америке. Тогда началось массовое производство компьютерного “железа” и софтов. Продавцы, естественно, были озабочены тем, как впарить товар покупателю. Между тем скоро выяснилось, что вузы способны “сожрать” огромное количество РС. В США — тысячи колледжей и университетов, они и стали основными потребителями компов. Формирование рынка шло обычным способом — через форумы и конференции, куда заманивались преподаватели вузов. Оплачивались “IT-посиделки” компьютерными компаниями. Таким образом, e-learning первоначально явился закономерным результатом e-commercе. Но потом Интернет стал не только общедоступным и удобным источником разнообразной информации, но и средством обучения. Надо только знать, где найти нужные знания... Ведь можно целыми днями и ночами бродить по сайтам, но ничего полезного оттуда не почерпнуть. В Интернете очень много “шелухи”, и пользоваться им надо очень осторожно...

— Но ведь именно Интернет способствовал распространению образования?

— Да, это так. В середине 1990-х произошел “взрыв” в телекоммуникациях, начала формироваться Всемирная Паутина. Конец десятилетия — это уже триумфальное шествие Интернета по планете. Использовать ресурсы Сети в целях образования первыми стали, как я уже сказал, вузы США. Американские университеты были кровно заинтересованы в новых обучающих технологиях — надо же завлекать чем-то студентов, конкуренция-то большая... Требовалась приманка, “сладкая морковка”. Ею стали Интернет и IT-образование. Еще одна причина интереса к электронному обучению — большое количество студентов. В Штатах есть университеты, где учатся сотни тысяч человек. Естественно, при традиционной форме подачи знаний аудиторий и преподавателей на всех не хватит. А с помощью IT и дистанта можно учить практически неограниченное количество людей. Поэтому для американских ректоров дистант стал не только выходом из сложной ситуации, но и высокодоходным бизнесом.

— Дистант и e-learning — это все-таки не одно и то же?

— Первоначально развивалось дистанционное образование. Идею заочного обучения, что интересно, западные вузы взяли у нас. В Советском Союзе “заочка” была весьма распространена, с ее помощью тысячи человек ежегодно получали высшее образование. Для многих это была вообще единственная форма получения знаний. Зарубежные вузы наполнили нашу идею новым содержанием, включили в процесс обучения информационные технологии. IT и Интернет стали их основой. Вместе с дистантом появились такие понятия, как “кейс” и “тьютор”. Но сейчас все чаще используют термин e-learning. Это обучение с помощью более прогрессивных, оф- и он-лайн технологий.

— А потом их заимствовали мы...

— В России дистант и IT внедрялись, как всегда, особым путем. Сначала были энтузиасты, наши Кулибины, которым нравилось улучшать, переделывать западные программы. К ним добавились преподаватели, рискнувшие разнообразить скучные лекции и семинары. Они стали делать виртуальные курсы, насыщать их электронными “штучками” — картинками, графиками, анимацией, даже играми. Первопроходцами были, как всегда, негосударственные вузы. Однако вскоре возникла проблема информационного наполнения виртуальных лекций. Ведь мало “повесить” тексты на сайты, нужно добиться, чтобы студенты постоянно посещали их. Образовательные оболочки обязаны иметь соответствующее содержание: учебные тексты, расписание занятий, академический календарь, форум для общения и т.д. И самое главное, детальный педагогический сценарий — как с помощью IT обучить студента. Лучшие виртуальные курсы создаются именно по такой схеме.

— Но чтобы обучать в он-лайн режиме, нужен хороший Интернет. Качество же связи в России, мягко говоря, не самое лучшее...

— ...Поэтому-то широкое распространение получили оф-лайн технологии. Это обучение с помощью электронных носителей — CD. Обучающий CD содержит не только тексты (книги, справочную литературу), но и систему контроля знаний. Скажем, после каждого раздела — проверочные тесты. Студент, прежде чем перейти к следующему параграфу, обязан их выполнить. Пока не сдаст, “умная” программа дальше его не пропустит. Ему приходится не только читать книги от корки до корки, но и знакомиться с большим объемом дополнительной литературы. В конце курса, в зависимости от правильных ответов, студент набирает баллы — рейтинг. В итоге отпадает необходимость в экзамене. Ведь как проходит традиционная сессия? Студент три ночи смотрит в книгу, видит сами знаете что, потом “скидывает” предмет и через час все забывает... При оф-лайновой учебе ему приходится постоянно пополнять знания. Зато не требуется зубрить толстенные тома перед экзаменами. Экономится и время, и, самое главное, здоровье.

— Можно сказать, что это образование завтрашнего дня?

— Уже сегодняшнего. Оф-лайн позволяет перейти к новой форме занятий — модульной. Студент одновременно зубрит два десятка предметов. В голове — каша... А потом нужно как-то все сдать... Модульное обучение гораздо удобнее: несколько недель посвящены одному циклу дисциплин, потом — итоговые тесты. И следующий модуль... План подготовки по менеджменту, к примеру, включает примерно 75 предметов (40 — обязательный госстандарт, остальное — спецкурсы и спецдисциплины). С помощью модуля можно пройти программу не за пять лет, а за три года. По существу, это переход к бакалавриату, который сегодня активно продвигает Министерство образования и науки.

— А как решается проблема преподавателей? При дистанте главное лицо для студента-дистантника — тьютор, его “лоцман” в бурном море знаний...

— Одно из достоинств оф-лайна — возможность получить знания непосредственно из “рук” ведущих специалистов. Не всегда у известного профессора есть время на лекции, а CD позволяют записать их один раз, а потом дать каждому студенту. Причем слушать их можно дома... Опять же отпадает проблема прогулов. Пропустил лекцию — возьми диск, посмотри позже. Хоть утром, хоть вечером. Хочешь — даже во время сна. Вообще при оф-лайне снимаются различия между дневной, вечерней и заочной формами обучения. Не важно ведь, где ты учился, главное — чему научился.




    Партнеры