Как “Привидение” стало “Колей”

“Облако-рай” 10 лет спустя

19 мая 2005 в 00:00, просмотров: 449

“Кино делаете?! Ой! А где артисты-то?” — удивился прохожий, когда увидел на окраине своего родного Петрозаводска съемочную группу из Москвы. В его понимании столичные актеры — это Людмила Гурченко, Армен Джигарханян или Олег Табаков. Тогда, в 95-м, Николай Досталь в Петрозаводске снимал один из своих лучших фильмов “Облако-рай”. Актеры, занятые в главных ролях, не обиделись на прохожего. Значит, им удалось вжиться в образы. И вот теперь режиссер работает над “продолжением” этой культовой картины под названием “Коля — перекати поле”. Все с тем же актерским составом: Андреем Жигаловым, Сергеем Баталовым, Аллой Клюкой, Ириной Розановой, Львом Борисовым и Анной Овсянниковой.


В “Облако-рай” обитатели маленького далекого городка живут мечтами о ярких событиях. В действительности их жизнь до отвращения однообразна. Как вдруг главный герой Коля (Андрей Жигалов) со скуки ляпнул соседям: вот, мол, собрался уехать из города, мир посмотреть, себя показать. Не успел парень глазом моргнуть, как его собрали в дорогу. Пытался бедняга объяснить, что пошутил. Не вышло. И пришлось ему ехать не зная куда...

— Я с вами не согласен, — сообщил “МК” режиссер Николай Досталь. — Новый фильм не продолжение “Облака” и не стремление повторить успех предыдущей картины. А интерес к уже “рассказанной” истории: что стало с персонажами после того, как герой Жигалова уехал из города. И как отреагировали бы друзья и родные на его возвращение.

Прошло много лет... Как вдруг Коля вернулся: постаревший, но все такой же трогательно-наивный, с добродушный улыбкой на лице и ворохом рассказов. Многие из которых он специально выдумал. Неудивительно, что рабочее название картины было “Привидение средних широт”. Ведь парень оказался для своих друзей и родных почти привидением.

— Однако в фильме есть отсыл к предыдущей истории, — продолжает режиссер. — В сценах, где герой вспоминает прошлое. Вот в этих флэш-бэках я использовал кадры из “Облака”. Съемки проходили там же, на окраине Петрозаводска.

Если поначалу жители не “узнали” среди киношников артистов, то теперь, несмотря на то что прошло уже лет 10, их встретили как родных. Настолько культовой стала для петрозаводчан эта картина Досталя.

— Теперь они спорят, у кого в доме мы снимали или чьи дворики мы давали крупным планом, — говорит Сергей Баталов. — Самое удивительное, что за все это время там совершенно ничего не изменилось! Доходит до казусов. Смотрю, что-то знакомое. Ба! Да это тот самый турник, который соорудили наши художники-декораторы десять лет назад! До сих пор “жив”. А ко мне обращаются “Федя”, по имени моего персонажа. Хотя прекрасно знают, как меня по паспорту зовут!

Идея следующей истории зрела у Николая Досталя уже давно. И чтобы непременно играл все тот же актерский состав. Но исполнитель главной роли Андрей Жигалов через несколько лет после успешного выхода “Облака-рая” уехал за границу на заработки. Да так там и остался. Он работает клоуном в цирках Франции, Германии, Швейцарии. Там Жигалов оказался настолько востребованным, что свободного времени у него выпадает лишь пара месяцев в год, да и то зимой. И чтобы исполнитель главной роли смог сыграть в новом фильме, режиссер вместе со сценаристом Георгием Николаевым придумали, что Коля возвращается зимой. Тогда и всех остальных артистов Досталь просил “освободить” зиму.

— Но ждать пришлось долго. — Говорит Сергей Баталов. Если бы кто-то не смог, фильм бы не состоялся. И вот несколько лет подряд, каждую зиму, ждали начала съемок. Наконец свершилось! Собрались кто откуда: я с Ирой Розановой из Москвы, Андрюша Жигалов из Германии, Владимир Толоконников из Алма-Аты, Аня Овсянникова из Братска. Особенно во время работы запомнился трескучий мороз. Было минус 23 градуса! К счастью, эти погодные испытания мне переносить было не так уж сложно. Параллельно я снимался еще в нескольких картинах, съемки трех из них тоже проходили в зимних условиях.

К этому звездному составу прибавилось лишь два персонажа — маленькие мальчики. Все работали на совесть: отсняли в ударном темпе за полтора месяца.

К озвучению Досталь решил не обращаться. На своей картине “Мелкий бес” он испробовал запись “синхронного звука”, записанного прямо на съемках, и вот теперь решил повторить этот опыт.

— Само по себе озвучение — процесс интересный. Кроме того, можно “подправить” что-то в своем образе, сымпровизировать лишний раз... — считает Лев Борисов. — “Облако-рай” мы озвучивали, а тут писалось все сразу. В этом смысле на “Коле” было сложнее.

Сейчас Досталь вовсю занят монтажно-тонировочной работой. И обещает выпустить картину в прокат уже осенью, а весной “Колю” можно будет увидеть и по телевизору.

— Вот она, драгоценная попытка режиссера вернуть зрителю настоящее кино, — резюмирует Борисов.




    Партнеры