Черешня не спасет от Апокалипсиса

Мировая премьера Алексея Рыбникова

В Концертном зале имени Чайковского в рамках фестиваля “Черешневый лес” прошла мировая премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова, сыгранной, буквально, “с иголочки”: сочинение датировано 2005 годом. В наши дни симфонические произведения современных авторов звучат “вживую” столь редко, что премьеру симфонии, сопровожденной программным подзаголовком “Воскрешение мертвых”, можно смело назвать сенсацией.


Гостей встречали ритуальным кормлением спелой черешней — таков фирменный знак фестиваля “Черешневый лес”, который традиционно собирает на свои концерты московский бомонд. Тем более когда в программе — последнее сочинение Алексея Рыбникова, культового композитора, первым явившего изумленной советской публике настоящую русскую рок-оперу — легендарную “Юнону” и “Авось”. А потому было неудивительно видеть в зале Владимира Васильева и Екатерину Максимову, Василия Ланового и Ирину Купченко. Но особенно приятным оказался тот факт, что порадоваться успеху коллеги пришли собратья Рыбникова по композиторскому цеху — Владимир Дашкевич, Евгений Крылатов.

Свою Пятую симфонию Рыбников задумал еще в 1998 году как продолжение темы его же оперы “Литургия оглашенных”. В симфонии использованы тексты Ветхого завета и Апокалипсиса, звучащие на иврите, латыни и русском языке. Креативным импульсом для создания этого сочинения, сложного не столько по языку (вполне демократичному), сколько по содержанию, стала работа над фильмом Павла Чухрая “Дети из бездны”. Этот страшный и жесткий фильм рассказывает о холокосте в Белоруссии и Украине. Некоторые темы из саундтрека вошли в “Воскрешение мертвых”.

Шумный успех, овации, поздравления, море нетривиальных пионов — на этом фоне автор дал интервью “МК”:

— Конечно, сегодняшняя ситуация совершенно уникальна и для меня, и для любого российского композитора. Потому что внимания к современному симфоническому творчеству сейчас, к сожалению, почти нет. Но это должно быть — пусть не для миллионов, но для тех, кому это необходимо.

— Чем симфония XXI века отличается от классической?

— Современная симфония, не переходя в электронику, может использовать разные стили, музыкальные достижения. Очень важна концепция, сюжет, необходима программа — это было и раньше, но сейчас это особенно актуально. В свое время было сделано много находок, экспериментов. Но сейчас это позади. Наступил другой этап — нужно подчинить звук выражению воли человека, его души. И еще: должна быть мощная энергия в музыке — без этого аудитория слушать не станет.

— Что такое, по-вашему, “успешный композитор”?

— Это когда ты можешь воплощать свои замыслы и когда результат нравится тебе самому. Успешен тот, кто творит и кому интересно творить. Мне — интересно.

— Вы обращались к теме апокалипсиса в “Литургии оглашенных”, теперь — в “Воскрешении мертвых”. Как вы считаете, природа апокалипсиса — земная или небесная?

— Все, что происходит глобального в земной жизни, имеет высшую основу. Но, кроме того, у каждого человека — свой апокалипсис.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру