Отдай ножик, детка!

Время в зеркале итогов

После окончания Второй мировой войны стало ясно: если у нас не будет ядерного оружия, нас сожрут с потрохами.

Чтобы было много ядерного оружия, нужно много оружейного плутония. Чтоб нарабатывать его в нужном количестве и спокойной обстановке, Совет Министров постановил соорудить специальный Комбинат №815 там, куда не дотянется рука мирового империализма.

26 февраля 1950 г. было принято Постановление: “В целях надежного укрытия Комбината 815 от нападения с воздуха и обеспечения его бесперебойной работы Комбинат 815 построить под землей в скальных породах с заглублением не менее 200—230 метров над потолком сооружений. Утвердить для строительства площадку на реке Енисей на правом берегу в 50 км ниже города Красноярска”.

В результате за пять лет в отрогах Саянских гор был построен фантастический Горно-химический комбинат, выделявший под землей плутоний из облученного в реакторах урана.

Нигде в мире люди не сподобились выстроить что-то подобное. И, наверно, уже не сподобятся. Но в те времена задачи ставились масштабные, и решались они масштабно.

* * *

После перестройки масштабность пошла на убыль.

Сиюминутные потребности отдельных лиц затмили глобальные государственные задачи. Теперь всех стали интересовать близкие цели, быстрые деньги и короткие мысли.

Много бомб стало не нужно. В 92-м году два реактора были выведены из эксплуатации. На комбинате появились американские эксперты и стали следить, чтоб там не нарабатывался оружейный плутоний. А для уже наработанного урана и плутония предложили построить специальное хранилище под Челябинском на производственном объединении “Маяк”, крупнейшем предприятии по переработке ядерного топлива.

Американцы тогда думали: если собрать нашу ядерную угрозу в одном месте и установить надежную защиту, то она не расползется. Потом-то поняли: у нас расползется все что угодно. Если можно заработать, то мы в бумагах напишем одно, сделаем другое, и плевать на последствия.

Точно так же нам было плевать на то, что из автоматов, которые мы продаем чеченцам, они нас же и расстреляют. Мы об этом не думаем никогда. Нам надо бабки срубить.

Такой подход практиковался и практикуется абсолютно во всех областях народного хозяйства, и странно было, если бы атомная отрасль осталась вне общегосударственных процессов.

* * *

Зарабатывать деньги можно, продавая то, что не нужно тебе, и храня у себя то, что не нужно другим. В этой связи Горно-химический комбинат решено было превратить в международный могильник отработанного ядерного топлива. Унизительное предназначение для шедевра научно-технической мысли, но надо же его как-то использовать.

Летом 2001 года при могучей поддержке президента Путина Минатом протолкнул через Государственную думу закон о переработке ОЯТ.

Главным проталкивателем выступал министр атомной энергетики Евгений Адамов, обещавший 20 млрд. долларов. Кремль был “за”, но депутаты подозревали Адамова в коррупции и не желали голосовать, пока он не был отправлен в отставку.

Простые граждане очень не хотели, чтоб закон был принят. Партия “Яблоко” пообещала провести всенародный референдум, чтоб народ сказал “нет”. Обещание она не выполнила, потому что Кремль настойчиво порекомендовал отказаться от этой затеи. “Яблоко” рассчитывало на поддержку Кремля на предстоящих парламентских выборах, поэтому пошло навстречу. Близкий интерес оказался важнее глобальной задачи спасения страны от ядерных отходов.

* * *

Выборы “Яблоко” проиграло. Кремль помогать не стал.

В отношении производственного объединения “Маяк” возбуждено уголовное дело. Комбинат сбрасывал опасные вещества в реку Теча и устроил радиационное загрязнение, превышающее норму в десять раз

Заграничное отработанное ядерное топливо, несмотря на принятый закон, так до сих пор и не потекло к нам широкой рекой. Впрочем, времена сейчас загадочные. Может, и потекло — как раз в реку Течу.

Бывший министр Адамов, пожертвовавший карьерой ради закона о переработке ОЯТ, сидит в швейцарской тюрьме по подозрению в присвоении девяти миллионов долларов.

Девять миллионов долларов — не настолько большая сумма для американского бюджета. За последние десять лет из него выделялись сумасшедшие суммы на утилизацию и хранение нашего ядерного богатства, из которых половина прилипала к рукам. Американцам это отлично известно, но они никогда не пытались никого наказать.

Вероятно, и экс-министра Адамова арестовали не за то, что он жулик, а потому, что от него хотят получить определенную информацию. Но не ту информацию, которая называется “государственной тайной”. Наши тайны американцам давно известны. Скорее они хотят точно знать, кому и что было продано из наших запасов урана и плутония, созданных по указанию Совета Министров СССР. Они хотят достоверно знать, чем обладают Северная Корея, Иран, Пакистан, а может, и кто-то еще.

* * *

Бытует мнение, что весь наш ядерный потенциал находится под полным контролем, а американцы стараются наложить еще и свой контроль, чтоб ослабить Россию как государство. Это правильно, они хотят ослабить Россию. Но это только половина правды.

Когда годовалый ребенок хватает со стола острый ножик, вокруг все пугаются и пытаются осторожно отобрать у него нож, чтоб он случайно не зарезал себя и окружающих. Сегодняшняя Россия, где абсолютно все воруется, предается и продается, невзирая на последствия, — это не годовалый ребенок, а здоровенный подросток-даун. Соображает так же плохо, как малыш, но вот нож у него отнять гораздо труднее.

Американцы пытаются ослабить его, чтоб вырвать ножик. Мы кричим: они садисты, ребенка хотят обидеть.

Но взгляните на вещи здраво. Ведь, объективно говоря, нам нельзя доверять. Если у нас принимаются такие дикие законы, как закон о переработке ОЯТ, — значит, мы действительно не думаем о последствиях, как и положено слабоумным.

Неужели в Кремле не знали четыре года назад, что нет мощностей для переработки топлива, “Маяк” изношен на 60 процентов, поэтому перерабатывать его по правилам не сможет? Неужели не понимали, что обрекают граждан на жизнь в зараженной среде, на болезни и неизвестность?

Наверняка знали. Но закрыли глаза. Нам ведь что главное? Главное — бабки срубить.

А “Яблоко”, партия мыслящей интеллигенции! Это же, считай, у нас самые умные. Но и эти “самые умные” предали интересы людей ради того, чтоб Кремль им помог пройти в Думу. И тоже наплевали на последствия. Чего тогда ждать от “не самых умных”?

* * *

Наверное, все кончится плохо. Будет совершен теракт с применением ядерного оружия, и тогда американцы скажут: “Все, ребята, хватит. Сдавайте ножики”.

Вот тогда нам снова пригодится защищенный от ударов с воздуха Комбинат №815, построенный по указанию Совета Министров СССР под землей в скальных породах с заглублением не менее 200—230 метров над потолком сооружений.

Мы спрячем там все, что к тому времени останется от нашей ядерной угрозы, и дружно встанем на ее защиту. И американским садистам никогда не поймать нас там, не связать, не уколоть и не обезвредить.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру