Как управиться с делами

Совслужащие стали менеджерами

23 мая 2005 в 00:00, просмотров: 335

Слово “чиновник” в русском языке звучит чуть ли не ругательно. Взяточники, крючкотворы, бумагомаратели... Еще со школьной скамьи мы помним сатирические образы Фамусова, Молчалина, Городничего и Хлестакова. Между тем без чиновников не обойтись — это те шестеренки, которые вертят колеса управления. И сколько бы Чацкий ни иронизировал по поводу службы, “тянуть лямку” кто-то должен. На Западе, кстати, слово “клерк” не имеет негативного оттенка и обозначает человека, выполняющего определенные обязанности.


В наши дни чиновников называют менеджерами. И не важно, в коммерческой или государственной структуре они числятся — функции у них практически одинаковые: делопроизводство и общая организация работы, ведение приемов и переговоров, руководство подчиненными и подбор специалистов...

Главные среди современных служащих — топ-менеджеры, руководители высшего звена. В их подчинении — крупнейшие корпорации и холдинги, десятки фирм, тысячи людей. Это элита управления, “золотой” фонд компании. За ними идет настоящая охота, их перекупают за миллионы долларов — как футбольных “звезд”. Зарплата топ-менеджера начинается с нескольких сот тысяч долларов в год и уходит в бесконечность. Разумеется, таких спецов единицы, и, чтобы подняться на вершину служебной пирамиды, нужны десятилетия упорного труда, деловая хватка и управленческий талант. Зато потом — кабинет размером с футбольное поле, дорогая машина и красавица-секретарша...

Не менее важны менеджеры по персоналу. В советские времена кадровыми проблемами занимались инспектора. Работа у них была, прямо скажем, непыльная — на работу брали практически всех. Никаких резюме, портфолио и подобных заморских “штучек” не требовалось, хватало одной трудовой книжки. Современный human relation manager (HRМ) выполняет несколько важных обязанностей. В одном лице он и кадровик, и психолог, и контрразведчик — чтобы конкуренты не заслали ненароком “казачка”... По существу, это второй человек в компании. Персонал-менеджер должен находить специалистов и готовить команду единомышленников, способную решить любую задачу. Старый способ — брать людей “числом поболее, ценою подешевле” — уже не актуален. Популярно другое правило — “лучше меньше, да лучше”. HR-менеджер обязан найти такого специалиста, который максимально соответствует должности. За день он читает сотни резюме, проводит десятки собеседований, ищет, образно говоря, жемчужное зерно в куче навоза... HRМ занимается разработкой перечня служебных обязанностей работников, готовит инструкции и следит за соблюдением трудового режима.

Готовят менеджеров по подбору персонала, как правило, на факультетах управления университетов. Нередко кадровиками становятся выпускники психфаков. Что понятно: они уже владеют такими приемами управления, как “эффективность общения”, “влияние на собеседника”, “передача информации”, “разрешение споров и конфликтов”, “межличностные отношения”. HRМ обязан знать психологию трудовой деятельности и принятия решений, планирование ресурсов, методы привлечения и оценки кандидатов на работу, экономику кадровой работы, юридическое обеспечение работы с персоналом, кадровый аудит и консультирование, трудовую мотивацию и методы стимулирования, управление в условиях кризиса, сокращение кадров при реорганизации предприятия... Зато и зарплата опытного HRМ — не менее 1,5—2 тыс. долл. в месяц.

Руководством персонала в компаниях обычно занимаются офис-менеджеры. Они следят за тем, чтобы все колесики механизма управления крутились как надо, не было сбоев и остановок. Их задача — мобилизация деловых качеств сотрудников. Офис-менеджеры, однако, наблюдают не только за тем, как вкалывает тот или иной сотрудник, но занимаются оргтехникой, оснащением рабочих мест. Современный администратор обязан в совершенстве знать компьютер, факс, принтер, копировальный аппарат. И самое главное — уметь правильно управлять людьми, быть демократичным и в то же время требовательным, жестким. На эти должности обычно берут выпускников факультетов менеджмента. Во время учебы ребята проходят деловое общение, роль лидера в коллективе, работу в команде, корпоративную культуру, анализ деловой ситуации. Им пригодится знание специальных тем: “энергия бизнес-прорыва”, “ориентация на результат”, “мозговой штурм”, “системное мышление и управление”, “установление долгосрочного сотрудничества”, “поиск партнеров в бизнесе”, “мотивация подчиненных”, “профессионализм работника”, “ранжирование и приоритет задач”, “планирование рабочего времени” и др. Офис-менеджер — в зависимости от трудового стажа и объема работы — может рассчитывать на 1—1,5 тыс. “зеленых” в месяц.

А самая распростренная должность среди служащих — менеджер по работе с клиентами. Это “рабочие лошадки” фирмы. Они ведут предварительные переговоры, готовят соглашения, обрабатывают клиента и “тепленьким” передают в руки тех, кто подписывает документы. Зарплата начинающего менеджера-работяги — 400—500 “баксов” в месяц. Немного, но зато есть куда расти...

Стать хорошим менеджером помогает МВА (мастер делового администрирования). Это целевая подготовка персонала по финансовым и экономическим дисциплинам, а также по рекламе, маркетингу и менеджменту. Программы МВА делятся на два вида: общие и специализированные. Так уж сложилось, что в нашей стране все стараются получить как можно более общее МВА-образование, что понятно: сегодня ты продаешь мебель, а завтра торгуешь оргтехникой. Законы же бизнеса везде одинаковые... Поэтому, осваивая программу МВА, стоит получить максимум знаний. Конечно, в каждом виде бизнеса есть своя специфика, но, как учили классики марксизма-ленинизма, формула “товар—деньги—товар” верна везде и всегда...




Партнеры