Известие-шок пришло из недр Дома музыки. Г-н Спиваков едва ли не впервые в истории “Виртуозов Москвы” собирается уступить свое место дирижера… 10-летнему мальчику. Подвох? Правда, всего лишь в одном концерте на одну часть. Возможно ли такое? Пред публикой, столь требовательной к оркестру-фавориту? А вот.
…Дневная репетиция. К залу уже подтянулись скрипки, виолончели. Все ждут. Его. Короля репетиции. Владимира Теодоровича? О, нет. Он приходит всегда вовремя. А вот Тимур Зангиев, мальчик-гений из Владикавказа, преступно опаздывает уже на две минуты. А все почему? Да корр. “МК” пытается сфоткать его в темных интерьерах “стекла и бетона”. И никак.
— Тимур, — я схватил его партитуру и усадил мальчишку на стул: время! А он только прибыл в Москву, последние приготовления! —Тимур, я слышал, ты уже с семи лет “дирижерствуешь”!
— Подтолкнул к этому мой учитель — Темирлан Хосроев, — рассказывает Тимур в колоссальной спешке, — был, знаете ли, юбилей школы, нашей, осетинской, — школы при училище искусств имени Валерия Гергиева. Так вот, замысел был такой: взрослый дирижер должен был традиционно передавать палочку какому-нибудь маленькому ребенку. Мол, новое поколение “берет эстафету”. И честь получить палочку от мэтра выпала мне.
— А дальше? Ты взял палку?
— Ну, хотели, чтобы я просто помахал руками, дескать, “дирижирую”. А за кулисами стояли бы опытные учителя и взаправду дирижировали бы оркестром. Но… Темирлан Хосроев (как я благодарен ему!) решил, что не надо имитаций. Что я и сам справлюсь, без подмоги. Только надо позаниматься. И мне… понравилось.
— Решил продолжить?
— О, да. Я дирижировал Кубанским симфоническим, потом оркестром Минеральных Вод, потом Владикавказским филармоническим…
— И что у тебя сейчас за палочка в руке, чья? А то у Спивакова — самого Бернстайна!
— А у меня — моего учителя Хосроева. Он мне их сам делает.
— Да ну? Из чего это?
— Две части: ручка из пробки, наконечник, по-моему, бамбук. Легкая. Вот вы сами попробуйте.
— Легкая. Только ты не давай никому. Примета такая. А просто руками ты не пробовал?
— Ну как же? Один раз было. Но мне все посоветовали с палочкой. Так и привычнее. Кроме палочки облачаюсь во фрак.
— Так за три года у пульта фраки-то небось отпускать-удлинять приходилось?
— Бывает. Расту. Но лично я за “модой” дирижера не слежу.
— Ты по “первой профессии” — скрипач, насколько я знаю. Поэтому — о, золотое детство, — тебе, вероятно, запрещено “издеваться” над руками: лазать по деревьям, спортом заниматься или… футболянку гонять?
— Отчего же? Во Владикавказе люблю на улице с друзьями в футбол поиграть. Но… особенно в шахматы с дедушкой. Ой, люблю. Но чаще проигрываю.
— Владикавказ — твой родной город?
— Вы удивитесь, но именно родился я в Москве. А потом переехали в Осетию… Там папа работает, он стоматолог.
— Но в Москву ты еще вернешься окончательно?
— Я сейчас перехожу в шестой класс и скорее всего соберусь перебраться в Москву. Думаю, что привыкну. Найду новых друзей, хотя это непросто. Знаете, у меня “на руках” три предмета — фортепиано, скрипка и дирижерство. И я думаю продолжить обучение по всем трем дисциплинам. Правда… была еще труба. Но ее я оставлю. Не так на ней классно получается. Ведь времени мало на все занятия…
— А на что тебе труба?
— А как же? Для дирижирования нужно знать все инструменты! А как без этого?
— Прав, как бог свят: одна халтура будет. Значит, с “Виртуозами” ты музицируешь впервые?
— Да, работаю над “Маленькой ночной серенадой”. Но только первую часть… И я, пожалуй, побегу, а то они заждались, хорошо?