Кофе с учеными плюшками

Дмитровская гимназия стала лучшей в России

Дмитров — город старинный, купеческий. На 50 школ — 54 церкви и два монастыря. Вот и гимназия “Дмитров” расположена около приземистого храма. В восемь утра — церковные колокола, а в полдевятого — звонок на урок. Здание ее двухэтажное, не слишком современное... Но именно она одержала победу на престижном всероссийском конкурсе “Лучшие школы России-2005”. Помимо главного приза — серебряного колокольчика — ей вручили два денежных чека: на 100 тысяч рублей и на 2 миллиона. Первый — как школе, вошедшей в десятку лучших, второй — как абсолютному победителю.

— Это было так неожиданно, — директор Алла Курбатова не скрывает радостного волнения, — хотя, конечно, мы надеялись, показали все самое лучшее...

Аллу Викторовну понять можно: далеко не каждое учебное заведение получает право называться “школа школ”. Но, если по-честному, успех гимназии более чем закономерен — в ней есть много такого, чего не встретишь даже в “продвинутых” столичных альма-матер.

— Не ученик для школы, а школа для ученика, — считает Курбатова, — поэтому заниматься с детьми мы начинаем как минимум за год до того, как они приходят в первый класс. В центр дошкольной подготовки приглашаем всех детей. Логопеды, психологи, дефектологи смотрят, насколько ребенок готов к школе, какие у него проблемы. И уже исходя из этого формируются классы. Не стоит думать, что мы берем только “элитных” ребятишек. Иногда приводят малышей, про которых говорят: “Их невозможно научить читать и писать!” Мы делаем для них специальную программу, и в пятом классе 60% ребят уходят уже на углубленное обучение. “Обслуживает” первоклассников целая команда из 12 человек — учителя, детские психологи, воспитатели.

Но никакой перегрузки у учеников, как выяснилось, нет. Хор, танцы, плавание, народная культура и даже шахматы... Все это для того, чтобы ребенок чувствовал себя в школе как дома.

— Мамы у большинства ребят работают, дети болтаются на улице... Так дешевле и лучше занять ребят в школе, чем потом строить для них центры реабилитации.

В гимназии на 600 учеников — 97 педагогов (в обычной школе на 1200 — 60). Для школьников открыт 191 (!) факультатив — кружки, секции, студии...

— Это решение прежде всего социальной проблемы, — поясняет Алла Викторовна. — Дмитров — город небогатый, семьям сложно найти лишнюю сотню на дополнительные занятия. К тому же полгорода работает в Москве, ежедневно пять часов на дорогу, на отпрысков времени не остается... Решается и педагогическая задача — поиск талантов. В гимназии почти треть выпускников — медалисты: в 2004 году из 66 — 21. Но таких “академически” одаренных детей мало, большинство имеет какую-то одну “направленность”. И главное в работе педагогов — выявить ее.

Поэтому в пятых классах гимназии идет “перетряска” детей — классы формируются по “интересам”. А в старшей школе — новая “перетасовка”. Это позволяет максимально учитывать запросы школяров. В гимназии, между прочим, целых четыре учебных профиля: физико-математический, гуманитарный, естественно-научный, экономический. По сути, под одной крышей — четыре спецшколы.

— Я против профильного обучения, вводимого Министерством образования и науки РФ, — говорит Курбатова. — Нельзя делать узкую специализацию, “загонять” ребят в жесткие рамки. Должна быть “прозрачность” классов, чтобы дети могли в любое время перейти на другой профиль. Не понравилась физика — займись историей или литературой, раздумал быть биологом — учи информатику или иностранные языки.

Иностранный, кстати, преподают в гимназии с первого класса, а с пятого — второй язык, с седьмого, при желании, — третий. В старших классах — экология и экономика. Без них, считает Курбатова, не может быть современного гимназического образования. Как и без информатики, права, истории отечественной культуры...

Такая многопрофильность помогает гимназистам набраться нужных знаний. Не у всех родителей есть деньги на дорогих репетиторов, Москва же далеко, на подготовительные курсы не наездишься... Между тем большинство гимназистов поступает в московские институты на бюджетные места. Секрет прост — комплексная подготовка дает такой уровень знаний, который удовлетворяет даже самых строгих столичных экзаменаторов. Многие ребята сдают в июне Единые госэкзамены, причем сразу по пяти-шести предметам. Одна девочка, к примеру, набрала по госам 99 баллов. Ее приняли сразу в два суперпрестижных вуза, и она, подумав, выбрала экономику...

Но главный “конек” гимназии — научная деятельность ребят. Каждый гимназист выбирает в сентябре тему и занимается ею целый год: делает проект и потом защищает его в классе или на школьной конференции. Темы самые разные, причем, как я убедился, иногда вовсе не детские. Например, “Кинематика баскетбольного броска” или “Мир звука, и мы в нем”. А как вам такая — “Кофе с плюшками. Введение в комбинаторику”? Это уже высшая математика... Пятиклассник пишет работу “Использование кругов Эйлера в решении задач”, а семиклассник — “Дискриминация женщин в творчестве русских писателей XVIII—XIX веков”. Это тянет уже на хорошую кандидатскую диссертацию... Проверяет ученические проекты, между прочим, целая экспертная группа, а оценка ставится не только за само исследование, но и за его публичную защиту. Ребята отвечают на вопросы как одноклассников, так и строгих педагогов. Доктора наук отдыхают...

— У нас нет жесткой привязки к профилю, — поясняет замдиректора по научно-методической работе Даниил Щербаков. — Если мальчик увлекается марками, он может написать работу по филателии. Одна ученица, к примеру, на основе исследования подорожника составила экологическую карту всего Дмитровского района. Некоторые школяры занимаются любимой темой с пятого класса до одиннадцатого.

Восьмиклассник Паша Кабир выбрал себе химию. Называется его научное исследование “Комплексные соединения”.

— Это такое соединение, в котором можно выделить центральный атом и связанную с ним нейтральную молекулу или отрицательно заряженные ионы. Они находят большое применение в промышленности — как красители, лекарства...

Эту тему проходят только в 11-м классе, но Паша ждать не хочет и взялся за нее заранее. А потом хочет продолжить исследования в Бауманке, куда собирается поступать после школы.

— Мы пытаемся доказать, что неталантливых детей не бывает и что многопрофильная гимназия — оптимальный тип учебного заведения для небольших городов, — говорит Алла Викторовна. — Причем не требуется отбирать туда детей специально. Ученики даже из компенсирующих классов могут со временем стать лучшими...

Алла Курбатова, между прочим, уже имеет одну престижную награду: в 2000 году завоевала “Золотой жезл” во всероссийском конкурсе среди педагогов “Лидер в образовании”. А вот теперь — еще одна высокая награда... Гимназию и ее директора поздравили губернатор области Борис Громов и руководитель образования Лидия Антонова. В этом году, кстати, у школы юбилей — 70 лет. Ожидают многих гостей...

Сегодня для учеников гимназии “Дмитров” прозвенит последний звонок. По традиции это будет колокольчик. Но в этом мае — не простой, а серебряный, как напоминание о лучшей гимназии не только всего Подмосковья, но и России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру