Три версии одного ЧП

Технологическая и погодная


Случайно ли энергокатастрофа совпала по времени с жуткой жарой в Москве? Механизм аварии для “МК” раскрыл зав. кафедрой электроэнергетических систем Московского энергетического института, профессор, член-корреспондент Академии электротехнических наук РФ Николай ЗЕЛЕНОХАТ.

— Николай Иосифович, как жара вообще может повлиять на снабжение электричеством?

— Когда температура воздуха поднимается выше нормы (а нормой считается 26 градусов), резко возрастает потребление электроэнергии. Люди начинают активно пользоваться вентиляторами, кондиционерами. Кроме того, поскольку многие остаются дома, то включают телевизоры, бытовую технику. В это время отдельные линии электропередачи могут быть перегружены в 1,5—2 раза! Одновременно температура нагревает транзисторы, генераторы. Для них, разумеется, предусмотрена система охлаждения, но в условиях общей перегрузки они со своей работой не справляются. Изоляция начинает пересыхать, напряжение между обмотками становится больше нормы, “пробивает”, возникает короткое замыкание и — отключается электрооборудование. А как только из строя выходит одна линия электропередачи, нагрузка на оставшиеся еще больше возрастает. И они тоже отключаются. Возникает цепная реакция или, как говорят электрики, каскадное развитие.

— И таким образом без электричества может остаться целый город?

— Не только город, даже сразу несколько регионов.

— В России нечто похожее тоже было?

— Как ни удивительно, нет. Это первый случай. Правда, в 30-х годах часть Москвы была обесточена. Пожар на ТЭЦ, любая серьезная неполадка на фоне жары точно так же может вырубить свет сразу в нескольких областях страны.

— Неужели это никак нельзя предупредить?

— Можно. Должны быть предусмотрены компенсаторные устройства, резервные линии электропередачи (причем как подземные, так и воздушные). В Москве они есть, но их очень мало. За последние годы в столице потребление электроэнергии резко выросло, а за это время была построена всего одна ТЭЦ (№27). Недавно на ТЭЦ №22 заменили старый генератор на новый. Но этого ведь недостаточно! Предполагается в течение 10 лет построить вокруг Москвы целое кольцо (750-киловольтное) линий электропередачи. Они помогут разгрузить все остальные, и тогда вероятность того, что при любой аварии без света останется целый город, будет мала.

— За сколько времени можно восстановить электроснабжение?

— От нескольких минут до нескольких суток. Все зависит от причины и тяжести повреждения. Хуже всего, если повреждена подстанция высокого напряжения. В любом случае быстро устранить повреждение вряд ли удастся. Если пострадала крупная подстанция, может потребоваться отключение большей части ее потребителей, чтобы не было перенапряжения в других сетях. Восстанавливать электроснабжение будут по очереди и, естественно, станут подключать объекты в зависимости от степени важности.

КОМПЬЮТЕРНАЯ

Одной из самых одиозных версий, тем не менее имеющей право на существование, является заражение компьютеров системы городского хозяйства вирусами. В частности, почтовый сервер правительства накануне 24 мая около 17.30 начал массовую рассылку писем с вложением screensaver.zip. С ними пришел вирус, известный как Worm.Win32.Eyeveg.g. В сети он появился 23 мая. Сейчас это самая последняя версия данной программы вредителя. Попав на машину, он рассылает себя по всем адресам, которые может найти на компьютере-жертве. Опасен он прежде всего тем, что собирает нажатия клавиш на клавиатуре, пароли, автосохранения и прочие конфиденциальные данные, а потом отсылает их на некий скрытый адрес в Интернете. Таким образом, злоумышленник может получить полный контроль над зараженными компьютерами. Но даже если это еще и не произошло, то операционные системы из-за массовых пересылок будут работать крайне медленно и давать сбои. Электронным письмам из правительства столицы в “Мосэнерго” могли доверять и открыть “хранитель экрана”. Поэтому не исключено, что система пострадала от вируса.



ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ

— А мог “конец света” вызвать теракт? — спросили мы у профессора Зеленохата.

— Конечно. При этом достаточно было бы взорвать одну опору в 500—750 киловольт. В этом случае линия будет обесточена, остальные сразу же перегружены. И станут выходить из строя одна за другой.

Террористическую версию не отметают и силовики. Вот, например, сообщение от апреля 2004 года, которое прошло незамеченным. “В Ингушетии в доме участника бандформирований обнаружены видеоматериалы по объектам жизнеобеспечения города Москвы”. Тогда спецслужбы не сообщили, о каких именно объектах идет речь. Похоже, вчера мы это выяснили. “Жизнеобеспечение” мегаполиса — это электричество, газ и вода.

Могла ли техногенная катастрофа в Центральном федеральном округе быть результатом теракта? С этим вопросом мы обратились к экспертам. Ответ — положительный.

— Техногенная катастрофа может быть вызвана чем угодно: природными условиями, скажем, жарой, техническими причинами — той же коррозией, и человеческим фактором, — говорит эксперт Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Олег Нечипоренко. — Поэтому ЧП в системе электроснабжения ЦФО вполне может быть терактом. Москва, как и любой мегаполис, — это высокая концентрация населения и большое число высокорисковых производств. Это повышает эффективность любого теракта. Обратите внимание: месяц назад практически во всех центральных газетах появились сообщения о некоем новом справочнике “Самые рискованные объекты столицы”. По информации СМИ, какая-то часть этого справочника осталась “закрытой”. Это недопустимо — нельзя было даже сообщать о существовании подобного пособия. Идет постоянное выплескивание информации, которая должна быть защищена грифами. Глупо думать, что ею не воспользуются.



* * *

В хронике российских терактов обращает на себя внимание интересная деталь: регулярные попытки вывести из строя так называемые объекты жизнеобеспечения мегаполиса. Диверсионные цели — газопровод, водопровод, ГЭС. Нападение на Зеленчукскую ГЭС (Ставропольский край) неделю назад было квалифицировано как “хулиганство”. Похоже, правоохранительным органам недосуг было хотя бы поинтересоваться: что эта ГЭС из себя представляет. Мы же легко нашли эту информацию в Интернете, без грифов секретности и ДСП. Мы нашли и схему самого “объекта”, и всех остальных ГЭС, плотно привязанных к Зеленчукской. Нехитрый вывод напрашивается сам: если эта информация доступна для журналистов, то террористам найти ее тем более не составит труда. Так же, как и получить сведения об аналогичных электростанциях. Поскольку “отработав” схему проникновения на одну, можно спланировать серьезную атаку на другую. Февральские взрывы на линиях электропередачи и газопроводе в Подмосковье — это тоже своего рода “сигнальный флажок”.

То, что спецслужбы ожидали крупного теракта в мае, — ни для кого не секрет.

— Как правило, для подготовки диверсии Басаеву требуется 7—9 месяцев, — говорит сотрудник одного из антитеррористических подразделений. Именно столько прошло с сентября — трагедии в Беслане.

Диверсии на газопроводах, ГЭС и АЭС до сих пор не получались у Басаева — во всяком случае, не получались в полном объеме.

— Вывести из строя мегаполис может группа из пяти человек, главное — грамотно выбрать подстанцию, — говорят специалисты.

Из этого следует, что потом просто пойдет веерное отключение. То есть подстанции рухнут по принципу карточного домика. Что мы и наблюдаем в нашем случае. Конечно, это может быть вызвано не только терактом. О недопустимом износе оборудования на электростанциях специалисты говорили еще лет 10 назад.

— Как правило, угрозы Басаева имеют тенденцию сбываться, — сказал нам сотрудник антитеррористического подразделения одной из спецслужб. — Он сам рассказывает о планируемых операциях. К сожалению, почти всегда выполняет то, что озвучивает. Даже если с первого раза не получается.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру