“Mосфильм” на Монмартре

Карен Шахназаров: “На хорошую идею деньги всегда найдутся”

26 мая 2005 в 00:00, просмотров: 191

В мире кино лето — самая жаркая пора. Не в плане погоды, а в плане работы. Все самое интересное в кино происходит летом. За лето многие умудряются снять по фильму. Кое-кто даже по два. И руководство крупных киностудий не сидит без дела. Вот и главу киноконцерна “Мосфильм”, Карена Шахназарова, застать на рабочем месте удается практически случайно. Не успел Карен Георгиевич вернуться из служебной командировки в Китай, а труба снова зовет в путь. На этот раз — в Париж. И самое интересное, опять не на отдых, а по долгу службы.

— Карен Георгиевич, честно говоря, думал, вас-то в эти дни в Канне можно было застать...

— Нет, поездку в Канн перетянул Китай. Просто там проходили дни “Мосфильма”. Пришлось ехать.

— Как там? В прессе писали, китайские кинематографисты сняли свою многосерийную версию по роману Васильева “А зори здесь тихие...”.

— Совершенно верно, мне как раз удалось ее посмотреть. Честно говоря, фильм во многом получился такой... наивный, что ли. Особенно для российского зрителя. С другой стороны, приятно, что в Китае с симпатией относятся к нашей стране, к нашей литературе.

— Понятно. А в Париже, коль не секрет, у вас какие мероприятия намечены?

— “Мосфильм” подписывает с ЮНЕСКО договор о сотрудничестве. Что такое ЮНЕСКО, объяснять, думаю, не надо. Влиятельнейшая международная организация. Что означает такой договор? По мне, так это международное признание “Мосфильма” — не как крупного промышленного предприятия, а как некоего крупного культурного центра.

— Вот как! И что конкретно дает этот договор?

— В его рамках у нас будет ряд совместных программ. Например, по такому направлению, как обучение. К нам на “Мосфильм” будут приезжать иностранцы, мы с ними будем работать. По таким специальностям, как директора картин, вторые режиссеры, звукооператоры и так далее. В Париже между тем организуем кинотеку нашей студии. Вообще у нас в связи с подписанием этого договора достаточно много замыслов. Просто сейчас не хочется конкретизировать. Вот подпишем, и тогда...

— Я так понимаю, проект этот некоммерческий.

— Абсолютно. Не тот случай.

— Кстати, чья инициатива была?

— Взаимная. Насколько я знаю, подобный договор в ЮНЕСКО еще не подписывали ни с одной киностудией. В этом смысле мы первые.

— Все понятно. Какие еще новости? Вот, к слову, сколько сейчас картин снимается на “Мосфильме”?

— Примерно 140 проектов в работе. Это и съемочный процесс, и монтаж с озвучением, и перезапись. Я имею в виду как полнометражные фильмы, так и сериалы.

— Но какие-то картины вы, как глава киноконцерна, можете выделить из общего числа?

— Пожалуй, да. Станислав Говорухин закончил снимать “Не хлебом единым” по повести Дудинцева, Рязанов запустился с проектом, посвященным Андерсену. Серьезный проект “Доктор Живаго” у Александра Прошкина. Несмотря на то что картина снимается как телесериал, производственный процесс устроен по параметрам большого кино. Что еще? “В круге первом” Глеба Панфилова, “Анна Каренина” Сергея Соловьева. Много, много интересных работ на подходе.

— Карен Георгиевич, а сами-то уже определились со своей новой картиной? Когда скомандуете “мотор!”?

— Вот здесь пока не смогу порадовать. Есть один сценарий, одна идея. Но до конца пока ее не удалось оформить.

— Ну хоть в двух словах: о чем будет фильм?

— И не пытайте даже! Все равно не скажу.

— Что так? Суеверие?

— Да, что-то в этом роде. Самому смешно, я к суевериям чисто киношным, профессиональным не так уж серьезно отношусь. Но... традиции нужно соблюдать.

— Вы как-то рассказывали про масштабный проект по роману Адамова “Тайна двух океанов”. А с ним что?

— Увы, пока ничего. Дело в том, что у нас на руках пока только интересный сценарий, написанный Иваном Охлобыстиным. Но к сценарию есть определенные вопросы. Рано или поздно картина, надеюсь, будет снята.

— Проект-то дорогой. С деньгами проблем не будет?

— Да вряд ли, мне кажется. Практика показывает, что если есть хорошая, без дураков, идея, сценарий, то, как правило, деньги находятся.

— На “Мосфильм” много сценариев приносят?

— Конечно, много. Часть я сам читаю. Хотя есть редакторы, у них работа такая. Даже больше скажу. У нас есть специальная служба, отслеживающая все без исключения книжные новинки. Они мне примерно раз в месяц готовят дайджест. Так, кратко: кто и что написал. Наиболее интересные вещи стараюсь сам прочитать. Правда... Не могу сказать, что меня сильно радует состояние дел в современной российской литературе.

— А в кино часто выбираетесь? За новинками следите?

— По мере возможностей. И здесь точно такая же ситуация. Редкая картина производит впечатление.

— Нашумевшие новые “Звездные войны” уже посмотрели?

— Нет. И не стремлюсь. Ну что я могу там увидеть? Набор спецэффектов? То, что мы увидим на экране, можно увидеть в хорошей компьютерной игре. Их сегодня очень много, и многие из них совершенно замечательно сделаны. На таком профессиональном уровне, что невольно игра заменяет кинематограф.

— Откуда такие познания, Карен Георгиевич? Неужели поигрываете в рабочее время?

— Почему в рабочее? В выходные, с детьми. Надо сказать, с интересом. Жалко, в стрелялках этих слишком много трупов. И все же как здорово они сделаны!




Партнеры