Такое горючее лето

Подмосковье будет гореть в этом году чаще?

Если в России две беды — дураки и дороги, то в Московской области своя персональная напасть — пожары. И если с подмосковными дорогами как-то выровнялось в последние годы, по крайней мере по сравнению с другими регионами, то с пожарами просто беда. Горим, горим... И, что вовсе не странно, из-за тех же дураков — львиная доля всех возгораний связана с так называемым человеческим фактором.

Первый серьезный звоночек прозвучал 16 мая в Шатурском районе: полыхнуло мелколесье неподалеку от деревни Ивановское. Накануне, в воскресенье, какая-то теплая компания после пикника не потушила за собой костер. Огонь в течение ночи добрался до лесного массива и с утра дал о себе знать по полной программе — полыхнуло так, что увидели в Шатуре. К счастью, земля, а вернее торф, которого в районе с избытком, не успела просохнуть после дождей и очаг возгорания удалось быстро локализовать. Переполошившиеся пожарные и местная администрация бросили туда все силы и задавили огонь. Однако лиха беда начало: пожароопасная ситуация в Шатурском районе продолжает сохраняться. Это, заметим, самый лесистый край области — половину территории района, около 136 тысяч гектаров, занимают леса.

На следующий день экстренно собралась областная комиссия по чрезвычайным ситуациям — обсуждать начало “пожарного сезона”.

— Шатурский район считается одним из пожароопасных в области, и контроль там осуществляется круглосуточный, — прокомментировал ситуацию вице-губернатор Алексей Пантелеев. — У нас всех одна задача: не допустить в Подмосковье пожаров, аналогичных тем, что случались в предыдущие годы.

А горели подмосковные леса и торфяники знатно. Самые крупные пожары, о которых вспоминают по сей день, полыхали в области в 1972, 1981, 1985, 1992, 2002 годах. В 72-м и 81-м на борьбу с огнем бросали даже армию — тогда под землю проваливались и люди, и автомобили. Последний пожар, трехлетней давности, тоже был весьма объемным, горел не только Шатурский район, но и соседние Егорьевский, Воскресенский, Орехово-Зуевский. К тому же он был весьма заметным — дымом затянуло весь юго-восток области. Переполошилась и Москва, которая тоже была вся в дыму.

Потом, как оказалось, пожары могут нести и политический запах: горящие торфяники стали одним из поводов для критики Бориса Громова его соперниками на выборах. Мол, не в состоянии губернатор справиться с огнем, какой из него хозяин? И хотя действующий глава Подмосковья борьбе с пожарами уделял огромное внимание, считая их для области проблемой номер один на тот момент, но, видимо, зацепка осталась в памяти крепкая. За минувшие годы противопожарная обеспеченность Московской области стала одной из лучших в России, в нее вложены огромные средства. И тем не менее Борис Всеволодович всегда болезненно реагирует на сообщения о пожарах. Как-то его спросили, какую погоду он предпочитает, а в ответ прозвучало: “Дождь. Тогда меньше гореть будет!”

— Память о пожарах у нас, наверное, уже генетически заложена, — говорит нынешний глава Шатурского района Андрей Келлер. — Напоминание о прежних пожарах не дает расслабиться. Подготовку к пожароопасному периоду мы начали еще зимой, в конце прошлого года, когда на комиссии по чрезвычайным ситуациям поставили вопрос о приобретении специальной техники.

Не расслабляется не только сама Шатура. Средства на противопожарные мероприятия заложены в бюджетах и муниципального образования, и области. Плюс на случай ЧС губернатор Борис Громов зарезервировал из своего фонда миллион рублей. Сегодня в штате Шатурской службы противопожарной безопасности более 300 человек, 35 единиц техники. Есть теперь здесь и дельтолет, который ежедневно в хорошую погоду патрулирует тысячи гектаров леса. На потенциально опасной территории создано 15 искусственных водоемов, 12 из которых “вырыли” направленным взрывом.


Все эти огромные вложения средств (подсчитано, что затраты на тушение природных пожаров как минимум в десять раз выше, чем их профилактика) бессильны перед обычным дураком. Брошенная спичка или окурок, непогашенный костер могут обернуться серьезным пожаром, остановить который потом будет весьма непросто.

— По предварительным прогнозам, в этом году в Подмосковье ожидается на 20 процентов больше очагов пожаров, чем в предыдущем, — сообщил “МК” начальник Главного управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Московской области Михаил Шиянов. — Нынешний пожароопасный сезон начался еще 25 апреля, и за это время зафиксировано 500 возгораний сухой травы. Если учесть прогнозы синоптиков на нынешнее жаркое лето, то работы у нашего ведомства будет выше крыши... Наибольшее количество пожаров, как мы предполагаем, придется на июнь, август и сентябрь.

Уже начали гореть садовые домики и дачи — люди жгут прошлогоднюю траву, а заодно... и самих себя! Только за первые месяцы 2005 года в области уже погибли в огне 378 человек, из которых 14 — дети, произошло 3432 пожара, выгорело 45 тыс. кв. метров поэтажной площади. Общая сумма прямого материального ущерба составила 174,6 миллиона рублей.

— Статистика свидетельствует, — говорит Михаил Шиянов, — что за апрель-май на пожарах в садовых домиках и дачах погибает в среднем столько же людей, сколько за последующие три летних месяца. Если в среднем ежедневно пожарные подразделения области выезжают 40—50 раз, то во время пожароопасного летнего периода количество выездов возрастает на порядок — до 300.

Увы, сами мы в основном и виноваты в пожарах, как лесных, так и бытовых. В 40 случаях из 100 причина пожара — неосторожное обращение с огнем, более чем в 30 — нарушение правил эксплуатации и монтажа электрооборудования, в 14 — неправильное устройство и неисправность печей и дымоходов... В общем, так или иначе основная причина пожаров — дело рук человеческих. Пресловутый человеческий фактор...

— За летний период население Подмосковья увеличивается в два раза за счет дачников, плюс по области будет перемещаться и проживать где ни попадя от одного до трех миллионов гастарбайтеров, — говорит главный пожарный области. — За всеми не уследишь.

Надеяться, что противопожарная служба успеет закрыть грудью, то бишь шлангом с водой, все “горячие точки” области, немыслимо — никаких сил не хватит. Поэтому пожарные в сотый и тысячный разы просят всех осторожно обращаться с огнем, соблюдать правила безопасности.

— Давайте постараемся все вместе сделать так, чтобы пессимистичный прогноз о пожарах не оправдался, — попросил Михаил Шиянов. — Надеюсь, читатели “МК” поймут мою просьбу.

КАК ГОРЕЛА МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В 2002 ГОДУ

29 апреля 2002 года. За первые четыре месяца в подмосковных лесах было зафиксировано 32 возгорания. За тот же период 2001 года — одно.

11 мая. На майские праздники по Подмосковью прокатывается волна лесо-торфяных пожаров, зарегистрировано 84 очага возгорания. Пламенем охвачено 17 га — это в 6 раз больше, чем в спокойном и дождливом 2001 году. Больше всего возгораний отмечается в Талдомском, Воскресенском, Солнечногорском и Орехово-Зуевском районах. За нарушение правил противопожарной безопасности в лесах оштрафовано 300 человек.

17 мая. Масштабы “огонии” расширяются. Только в одном Павлово-Посадском районе на горящие торфяники ежедневно выливают 800 тонн воды.

20 мая. Запасы воды в водоемах области резко уменьшаются — они составляют всего 30 процентов от нормы.

15 июня. После дождей пожаров становится меньше.

1 июля. Введены новые штрафы за нарушение правил поведения в лесах: от 10 до 15 МРОТ — для физических лиц, от 200 до 300 МРОТ — для юридических.

2 июля. Правительство области обещает бросить на борьбу со стихией 550 пожарных поездов и машин, около 500 бульдозеров, свыше 600 тракторов, почти 2 тысячи самосвалов и экскаваторов, 20 тысяч пожарных.

20 июля. Резкое ухудшение обстановки.

23 июля. Восточные районы области затянуты дымом.

25 июля. Ситуация с пожарами в Подмосковье признана катастрофической. Только за один день 24 июля произошло 39 новых пожаров. За три с небольшим месяца зарегистрировано 706 возгораний. Огнем охвачено 300 гектаров лесных угодий. К тушению привлечены войска МВО. Правительство Москвы направляет в леса 30 поливочных машин, 20 тракторов и 10 бульдозеров.

28 июля. Пожарами охвачено 28 районов области. Из бюджета губернии выделено 8 миллионов рублей на борьбу со стихией. В горящих районах введен режим чрезвычайной ситуации.

31 июля. Улицы Москвы укутывает густой смог, который специалисты предлагают называть мглой. Концентрация угарного газа в воздухе превышает норму в два раза. Между тем власти и медики советуют не паниковать. 13 районов области закрыты для охоты.

2 августа. Огонь приближается к Люберцам.

1 сентября. Новая, самая сильная волна пожаров. В Шатурском районе сгорает деревня Шеряево. Дым и гарь от лесных подмосковных пожаров ветром относит в Швецию. В области горит 533 гектара леса (187 очагов возгорания). С огнем сражаются 1939 человек, 552 единицы техники. В воздух поднята авиация МЧС.

6 сентября. Численность огнеборцев увеличена до 3500 человек, в леса брошено 713 единиц техники. Область выделяет 20 миллионов рублей на борьбу с пожарами. Огнем охвачено 600 га.

8 сентября. В Шатуре и Орехове-Зуеве жители дышат через мокрую тряпочку. На улицах Москвы и дорогах Подмосковья из-за дыма видимость снижается до минимума.

9 сентября. С огнем борются 4,8 тысячи человек, им помогает 900 единиц техники. Из-за реальной угрозы объектам энергетики в области отключена 21 линия электропередач.

10 сентября. Борьба приносит результаты, наметился перелом. За сутки количество возгораний снижается на 32.

17 сентября. За три неполных недели масштабы стихийного бедствия уменьшились в 4 раза. Горит уже не 500, а 145 га. Подведены итоги: с 29 апреля на территории области возникло 2046 очагов пожаров на площади 2,9 тысячи га. n 14 октября. Огонь побежден. Начались холода и дожди. По сводкам МЧС проходят последние 13 очагов возгораний, которые “добивают” пожарные.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру