Противостояние №6

Рейтинг мая

2 июня 2005 в 00:00, просмотров: 200

Главный вернисаж месяца

прошел в ЦДХ. С хорошей новостью — “Арт-Москву” в этом году включили в пятерку лучших художественных ярмарок Европы. 35 тысяч зрителей за 5 дней — это рекорд. 53 галереи на 3 этажах Центрального дома художника — тоже достижение. Еще рекорд: почти половина галерей — зарубежные. То есть тянет к нам иностранных художников, интересно им у нас. Еще бы — и вправду не соскучишься! Вот везде вывесили (просто у каждого стенда) таблички: “Территория искусства. Без цензуры. Впечатлительным людям смотреть не рекомендуется”, как тут же “особо впечатлительный” нашелся. Не понравился одному товарищу “принт” художника Александра Косолапова. Стекло было разбито, произведение разорвано. Виновника сначала схватили, а потом отпустили. Тенденция, прямо скажем, нехорошая. Неприятный инцидент, впрочем, никак не отразился на результатах ярмарки. В этом году, как утверждают ее организаторы, художественных произведений было продано почти в полтора раза больше, чем в прошлом году — на 2 миллиона долларов с хвостиком. Да еще почти на 700 тысяч покупатели картин зарезервировали. Причем очередной рекорд установили “по мелочи” — на прошлой ярмарке, например, львиную долю в общей сумме продаж заняли две работы-“тяжеловеса” Ильи Кабакова. Ну что сказать — арт-бизнес идет в гору. У нас даже уже появился Клуб коллекционеров современного искусства, который на ярмарке, кстати, имел собственную экспозицию.


Золото-бриллианты месяца

показали наконец народу. Суперзакрытый Гохран устроил выставку народного достояния прямо под Манежной площадью, в новом Музее археологии. Выставили, конечно, не “самое-самое”, но даже для этого потребовалось специальное распоряжение, подписанное премьером Фрадковым.

Аттракцион неслыханной щедрости до сих пор был только выездным, но теперь 800 предметов ювелирного искусства: драгоценности русских царей, слитки золота, самородки, столовое серебро и даже новое, никем не виденное последнее императорское яйцо работы фирмы Фаберже решили показать народу к 285-летию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине РФ (так точно называется эта организация) и к 60-летию Победы. Главный раритет — последний, 21-й по счету, весь усыпанный бриллиантами орден Победы, которым, как говорят, был награжден маршал Тимошенко. Теперь мы можем иметь хоть некоторое представление о сокровищнице России. Хотя, видимо, так и не увидим то, что хранится в спецподвалах Гохрана. По слухам, доступ туда открыт одному лишь президенту страны. А еще на выставке есть ювелирные произведения, сделанные за 40 лет гохрановской творческой лабораторией. Именно в ней делают подарки руководителям иностранных государств, драгоценные ордена и т.д. Вот потрясающий пример патриотизма — как оказалось, зарплата чудо-ювелиров, творящих произведения искусства на сотни миллионов долларов и каждый день окруженных золотом и бриллиантами, сравнима с прожиточным минимумом.


Антипопса месяца

явилась во всей красе на отборочных турах Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, полуфинал которого состоялся в Доме актера. “Что есть актерская песня?” — спросите вы. А вы не спрашивайте. Послушайте “стариков” — Бернеса, Утесова, мощнейших Андрея Миронова, Николая Караченцова, Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, Елену Камбурову… А какие “всходы” за 14 лет существования фестиваля появились — Ирина Богушевская, Елена Воробей, Мария Аронова, Нонна Гришаева, Дмитрий Хоронько, Лиля Шайхетдинова. Это все наши — нестандартные, тонкие. Такими и гордиться не грех.


Воскрешение месяца

состоялось в Концертном зале имени Чайковского, где впервые была исполнена Пятая симфония Алексея Рыбникова “Воскрешение мертвых”.

Современные сочинения крупной формы столь редко становятся объектом интереса концертных организаций, что эта премьера имеет право считаться сенсацией, сравнимой с постановкой оперы Десятникова в Большом театре. Правда, к счастью, премьера симфонии не носила скандального характера, ибо Рыбников обратился к текстам несколько иного уровня, чем его коллега: к Ветхому Завету. По форме и композиторской технике Пятая симфония Рыбникова соответствует всем законам жанра: крайние части этого масштабного сочинения написаны в сонатной форме. При этом Рыбников верен своему стилю: в симфонии много ярких и запоминающихся тем, а вся она проникнута современными ритмами и чисто роковым драйвом.


“Дембельский альбом”месяца

оказался лучшим подарком к Дню Победы. Все так ждали праздника, а он как-то промелькнул, как бутафорские грузовики с ветеранами по Красной площади. Ни одного гениального спектакля, ни одного мало-мальски значительного фильма. То ли наши деятели искусств перегорели, то ли страна вообще устала. И будет, вероятно, напоминать о 60-летии Победы единственный ощутимый подарок ветеранам и их потомкам — 300-страничный фотоальбом “1418 дней”, выпущенный “Интерросом” и Московским домом фотографии. Настоящий дембельский ветеранский альбом с эксклюзивными кадрами известнейших советских фотографов. Один из его составителей, Сергей Бросовский, “перелопатил” для этого 6 тысяч собственноручно собранных снимков: “Мы искали военные фотографии повсюду — у наследников, в книжных антикварных магазинах, на антикварных рынках”. По словам Сергея, в процессе подготовки сборника он нашел главное отличие наших фотографов от их немецких коллег: “У нас есть много немецких трофейных карточек. Когда мы анализировали их, то были поражены обилием снимков с трупами. Представляете, как же фашисты перевернули сознание своего народа, что у немцев было модно посылать на родину, родным и близким, фотографии с изображением повешенных партизан, расстрелянных женщин и детей. Это считалось нормой, и это потрясает больше всего”.


Бронзовым чудом месяца

стал так и не установленный в столице на 15 мая (день рождения) скульптурный комплект Булгакову работы мастера Рукавишникова. Комплект (писатель на лавочке, чудо-автомобиль etc.) так и остался стоять в отлитом состоянии в разных местах — будь то дача или мастерская художника. Зато стараниями верующих (то есть почитателей Б.) таки установили барельеф того же скульптора на доме по Садовой, у той самой “нехорошей квартиры”, где Михаил Афанасьевич жил от большой нужды в коммуналке среди дикого люда.

Кстати, в это же время абсолютно беспрепятственно (в отличие от памятника Булгакову) в столице (в саду “Эрмитаж”) появился реалистичный Сталин с трубкой и усами, слепленный из песка и воды, как какой-нибудь голем. По задумке, с одной из граней пирамиды Сталин будто бы смотрел, излучая радость. И его никто не боялся, наоборот, даже дети пытались поколупаться в грандиозной песочнице, а приблудившийся пьянчуга незаконно опорожнился. Но был усовещен и пристыжен радеющей общественностью.


Потери месяца

Весенний, праздничный май в этом году стал траурным для отечественной культуры. Ушла из жизни выдающаяся актриса, поистине народная любимица Наталья Гундарева. Четыре года боролась актриса с тяжелым недугом, четыре года россияне молились за нее, надеясь, что мужественный человек, яркая, красивая женщина Наталья сможет победить болезнь и вернется к нам. Но не случилось.

Понесло потери и балетное искусство. Не стало балерины, педагога Раисы Стручковой и солиста балета Шамиля Ягудина, двух замечательных артистов Большого театра.


Посадка месяца

происходила в “Черешневом лесу” — на фестивале, поощряющем мичуринские традиции. Во-первых, это единственное место в Москве, где на халяву дают первую (читай дорогущую) черешню. Во-вторых, также даром крутят кино. Совершенно уникальной стала кинопрограмма трофейных раритетов в кинотеатре “Художественный”. Не менее ценным оказался привоз Театра марионеток из Тбилиси с не новыми, но нежными спектаклями Габриадзе и драматического театра “Гешер” из Израиля. И, наконец, физический труд VIP’ов на свежем воздухе послал привет из XXI века в век XIX, в тот самый, где великий доктор Чехов прописывал скучающим господам лекарство от тоски: “В Москву, в Москву! Работать, работать!” (пьеса “Три сестры”).




    Партнеры