Хорошо организованное сумасшествие

Драйв Чехов-феста из ангелов и саксов

3 июня 2005 в 00:00, просмотров: 204

— Это было волшебно! Сад “Аквариум” не видел ничего подобного! — люди восторгались, идя с открытия Международного театрального фестиваля им. Чехова. И это, безусловно, заслуга и Славы Полунина (автора церемонии), и Валерия Шадрина — руководителя фестиваля.


Ощущение праздника по-русски пришло загодя. У входа милиция туда-сюда гоняла граждан, говоря, что “в ворота проходить еще рано, а у ворот, как бараны, стоять не полагается: тут должен въехать погрузчик…” Граждане, заплатившие всего по 1500 руб., виновато ждали полчаса, точно не зная, куда им деваться.

Еще минута — и враз появившиеся ангелы (обнаженные по пояс актеры, бритые и в белой пудре) полезли на врата. Затянули крепежи и там же, вися, облачились в “ангельские смирительные рубашки”…

Тем временем с балкона гостиницы “Пекин” трубач завопил в трубу о начале праздника-шествия. К воротам приближалась процессия французских саксофонистов “Урбан Сакс”, разряженных в нечто среднее между костюмом водолаза и одеянием восточных жен.

Узрев “чудный сад” — деревья в белых перьях, сказочных стариков-лесовиков под кусточками, белых эльфов, лежащих в гамаках на 20-метровой высоте меж ветками деревьев, — народ пришел в восторг.

Неделю, не меньше, “Аквариум” у Театра Моссовета приводил в “божий вид” художник-перформер Алексей Кострома, сам Слава давал ценные указания; репетировали танцовщики “провинциальных танцев” из Екатеринбурга в экстрасовременной хореографии Шусаку Такеучи… И вот — откровение настало. Первым, из VIP’ов, разумеется, натыкаюсь на Швыдкого.

— Без таких действ, — кричит он, пытаясь перекричать рев бас-саксофонов, — невозможно понять, что есть современный театр. Еще 15 лет назад мы бы не рискнули привезти “такое” в Москву. Публика была не готова. Попадая в такую сказку, мы явственнее различаем уродства и прелести реальной жизни.

Тут на кронах древа ожили два часа лежащие в гамаках белые люди-мыши и сделали вид, что, пробудившись, падают, а я подкатил к узнанному Марку Розовскому. Он:

— Ой, подождите. Видите, малый готовится. Сейчас должен полететь. Нет, долго готовится. Кульминация. Сейчас-сейчас… Только гений Славы Полунина мог превратить “Аквариум” в курятник!

В этот момент “малый” отделился от слухового окна Театра Моссовета и на бреющем полете прошел над зрителями, усыпав их очередной порцией конфетти. “По сценарию, — зашептались вокруг, — он должен был всех окатить водою…”

После финальной супердроби на барабанах “оркестр” выдыхается, свет гаснет, а публику разрывает аплодисментами.

11 вечера. Кирилл Лавров улыбается:

— Это безумно красиво, интересно вообще-то, но немного… длинно.

Колоссальное открытие само по себе рискует стать лучшим спектаклем фестиваля. Здесь нет сцены и нет героя. Есть ты, стоящий в белом саду от где-то поблизости колыхающегося чуда, и есть реальность, грань с которой здесь была заметна как никогда. Поэтому театр так манящ, и за эти непередаваемые ощущения мы благодарны фестивалю.




Партнеры