Дети-товар скоропортящийся

Бывшие кумиры миллионов работают в школе, поют на свадьбах и торгуют тушенкой

3 июня 2005 в 00:00, просмотров: 971

“По секрету всему свету”, “Неуловимые мстители”, “Республика ШКИД”, “Чудак из 5“Б” — все эти фильмы стали шедеврами советского кинематографа. В те далекие времена никто не сомневался, что детей, снявшихся в этих картинах, ждет великое будущее. В каком-нибудь Голливуде участники подобных проектов мгновенно становились миллионерами и благополучно продолжали трудиться на актерском поприще. Но Советский Союз был отделен от Америки железным занавесом, и порядки здесь были другие. Никому из юных актеров так и не удалось стать настоящими звездами... Почему? О том, как в дальнейшем сложились судьбы детей-кумиров, узнали репортеры “МК”.

Денис Кораблев стесняется позвонить на “Мосфильм”

Первый детский сериал “По секрету всему свету”, отснятый по рассказам Виктора Драгунского, вышел в 1977 году. Главный персонаж картины Денис Кораблев мгновенно стал кумиром миллионов детей. Из каждого двора доносилась песня “Папа у Васи силен в математике”, а малышня в песочнице кричала что есть мочи: “Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!” Роль Дениса Кораблева досталась минчанину Володе Станкевичу.

— Я снялся в 25 картинах, последняя была в 92-м году. С тех пор меня больше никуда не приглашали, — начал разговор Владимир Станкевич.

Первый раз на съемочной площадке Володя оказался благодаря своей маме. Когда в 1976 году в газете появилось объявление о наборе детей для съемках в картине “По секрету всему свету”, мама 9-летнего Вовы тут же отвела мальчика на киностудию. 20 тысяч детей собралось для участия в кастинге. Однако Вова оказался лучшим.

— Мой оклад составлял сто рублей в месяц, тогда как мама получала 80. Работал я по четыре часа в день, за каждый лишний час доплачивали. После окончания съемок я получил премиальные — 400 рублей. В общей сложности заработал 1500 рублей. На полученные деньги мы с мамой ездили отдыхать на юг.

— Несмотря на то что по окончании школы вы были уже достаточно популярным актером, в театральный институт вам все равно не удалось поступить.

— По окончании школы я отправился в столицу поступать во ВГИК. В моем киношном багаже накопилось уже одиннадцать фильмов. С горем пополам мне удалось преодолеть творческий конкурс, и меня допустили к основным экзаменам. Но вместе со мной на этот курс поступал Дима Иосифов — мальчик, который играл Буратино в известном детском фильме. По типажу мы оказались очень похожи — меня ведь тоже пробовали на главную роль в “Приключения Буратино”. В итоге из нас двоих Димка оказался сильнее. А я недобрал баллов.

На следующий год Станкевич ушел в армию.

— Меня зачислили в армейский ансамбль. Когда руководитель музыкального коллектива узнал, что я тот самый Денис Кораблев, то он решил сделать из меня конферансье. А после службы мне удалось пробиться в Минский театральный институт и в столичный ГИТИС, — рассказывает Владимир. — Я предпочел минский, о чем впоследствии пожалел. Останься я тогда в Москве, то смог бы наработать связи, познакомиться с нужными людьми. В итоге после института я устроился на минское телевидение, а потом начал сотрудничать с музыкальным коллективом “Сябры”, в котором продержался пятнадцать лет.

Три года назад Владимир Станкевич перебрался в Москву.

— В Москве я начал жизнь с нуля. Я здесь никого не знал, а поднимать старые связи, напоминать о себе знакомым было как-то неловко. Пришлось вспомнить армейскую профессию. Теперь я подрабатываю конферансье — провожу концерты, шоу, устраиваю корпоративные вечеринки. Конечно, это не масштабные мероприятия. Но я не могу позвонить на “Мосфильм” и сказать: “Давайте я у вас поснимаюсь”. Вообще, зарабатываю я неплохо, на жизнь хватает. Правда, живу в съемной квартире на окраине столицы, езжу на метро.

В следующем году Владимир хочет отметить юбилей фильма “По секрету всему свету”. Вот только вряд ли ему удастся собрать всех детей, снявшихся в картине. Никто из них так и не стал профессиональным актером.

Чудачка из 5“Б”

Розу Агишеву до сих пор узнают на улице, хотя с момента ее звездного часа прошло уже больше тридцати лет. Именно тогда на экраны страны вышел фильм Ильи Фрэза “Чудак из 5“Б”, в котором Розе досталась роль первоклассницы Нины.

— В моей семье не было актеров, родители были простыми рабочими. Я пела в хоре радио и телевидения. В девять лет я принимала участие в конкурсе “Песня года”. Тогда меня по телевизору увидела второй режиссер. Она же пригласила меня на роль первоклашки в картину “Чудак из 5“Б”.

— Какие отношения у вас сложились с главным героем картины Борей Збандуто?

— С Андреем Войновским, исполнявшим роль пионервожатого, у нас не возникло дружбы. Он был старше меня на целых пять лет! Тогда это казалось огромной разницей! Взрослые ребята не дружили с нами. Больше всех мне нравился красавчик Иван, в которого по фильму была влюблена Тошка. А уж Юля Корнеева, сыгравшая Тошку, вообще казалась мне необыкновенной красавицей. Жаль, не знаю, где они сейчас.

— Тяжело было работать?

— Съемки больше напоминали отдых. Нас водили в детские рестораны, зоопарк, на пляж, угощали необычными десертами, баловали мороженым, закармливали тортами. И за это мне еще платили 80 рублей в месяц.

— Почему же вы не продолжили актерскую карьеру?

— Чтобы продолжить актерскую карьеру, надо быть либо везунчиком, либо обладать большим талантом. Мне казалось, что у меня нет ни того ни другого. Сейчас я преподаю в школе и веду кружок актерского мастерства.

— После “Чудака” вам поступали предложения сниматься?

— Меня пробовали на “Ленфильме” в одну картину, но я не понравилась режиссеру. Я не обладала актерскими навыками, и меня сразу отсеяли. Потом меня пригласил на пробы Илья Фрэз в картину “Вам и не снилось”. Но я не подошла по типажу. В результате роль досталась Тане Аксюте, профессиональной актрисе. Последний раз мне предлагали эпизодическую роль в каком-то взрослом фильм. Но пробы прошли безуспешно. Нужно было уметь кататься на лыжах, а я не умела. На этом моя актерская эпопея закончилась.

Что стало с главным героем картины, которого сыграл Андрей Войновский, неизвестно. На “Мосфильме” не сохранились его координаты. Многие киношные старожилы даже не сразу вспомнили имя этого юного актера. Сам режиссер Илья Фрэз так отзывался о нем: “Андрей Войновский был не совсем обычен для нашего кино. Нескладный, некрасивый. Всегда серьезный, без тени улыбки на лице. Его сдержанность, неброскость, странноватость, а главное — отсутствие прямого привычного кинообаяния настораживали, вызывали недоумение: позвольте, что это за герой? Его неохотно утвердили на эту роль...”

Вероятно, по причине своей “нескладности и некрасивости” Войновскому не удалось в будущем продолжить свою актерскую карьеру.

Иваново детство

Помните самую известную фотографию советских времен? Там, где изображен малыш с выразительными голубыми глазами, с хохолком на макушке и пухлыми губами. А внизу — надпись: “Спички детям не игрушки!” Этот плакат до сих пор можно встретить в детских учреждениях, в поликлиниках, на автобусных остановках. И вряд ли кто-то сегодня поверит, что этому изображению уже больше сорока лет. А трогательный малыш уже давно вырос и стал известным телеведущим. Знакомьтесь: мальчик с картинки — Иван Затевахин, автор программы “Диалоги о животных”.

— Этот плакат появился в 62-м году. На той фотографии мне было чуть больше года, — вспоминает Иван. — Одна моя дальняя родственница работала фотокорреспондентом в журнале “Огонек”. У них тогда “горела” обложка: не могли найти подходящее фото. Совершенно случайно она зашла к нам в гости. Меня как раз вынесли из ванной комнаты после купания. Этот исторический миг она успела запечатлеть. Ту журнальную обложку потом растиражировали на многочисленные плакаты и календари. Однажды на дом в районе Оружейного переулка прикрепили огромный плакат с моим изображением. Надпись на плакате гласила: “Спички детям не игрушки!”

— На этот агитплакат ваша фотография перекочевала из журнала без ведома ваших родителей?

— Естественно. Так что вы думаете: помимо этого плаката моя фотография много лет украшала стены женской консультации. Только под моим изображением стояла уже другая надпись: “Остерегайтесь случайных связей!” Что интересно, ни о каких гонорарах и авторских правах во времена полуразвитого социализма речи не шло. А потом обо мне все забыли.

Похожая история произошла с девочкой, которая стала прототипом самой известной советской куклы “Катюша”. В 1985 году известному художнику Михаилу Веременко было поручено нарисовать эмблему ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Михаил Петрович изобразил портрет двухлетней племянницы Даши Никулиной. Изображение девочки в красном сарафане с кокошником на голове и голубем мира в руках растиражировали по всей стране. Даша была на почтовых марках, конвертах, полиэтиленовых пакетах. Кроме того, за пять лет в Советском Союзе выпустили около 100 миллионов кукол, срисованных с тех же плакатов. Последнюю такую куколку выпустили в продажу в 90-м году.

Но никаких материальных благ всемирная слава Даше Никулиной не принесла. Одно время зарабатывала тем, что продавала значки, путеводители, матрешки с изображением Ельцина и Горбачева около Красной площади. А сейчас заканчивает платное отделение журфака МГУ.

Судьба злодейка

Картина “Республика ШКИД” вышла на экраны страны 29 декабря 1966 года. Молодежь штурмом брала кинотеатры. Актеры, сыгравшие беспризорников, стали любимицами всей страны. “Вот будущие звезды советского кинематографа!” — кричали режиссеры на премьере фильма. Однако их слова не стали пророческими. Никому из тех ребят так и не удалось выбиться в звезды.

Виктор Перевалов, сыгравший белобрысого паренька Гогу, после выхода “Республики” одно время был нарасхват у советских режиссеров. В 70-е годы он снялся в 14 картинах. В 80-е вышло всего два фильма с его участием. На этом его актерская карьера прервалась. Перевалов перебрался в Ленинград, где одно время работал в службе метрополитена — выпрямлял рельсы. Затем пять лет трудился в колхозе, в Воронежской области. Зимой обрабатывал яблони химией, обрезал кроны, заготавливал ящики для яблок, а летом собирал урожай. После колхоза Виктор устроился грузчиком в винный магазин, позже был экспедитором в ресторане, шофером на малом предприятии. Сегодня он по-прежнему живет в Санкт-Петербурге, работает сторожем на автостоянке, получает три тысячи рублей.

Его партнер по фильму Александр Кавалеров (Мамочка) первое время снимался активно. Но с конца 70-х предложений становилось все меньше. В 86-м году у него родилась дочь. Чтобы как-то прокормить семью, он устроился сторожем.

— Сейчас я занимаюсь концертной деятельностью, — рассказывает Александр Александрович. — Соглашаюсь на все, вплоть до проведения свадеб, банкетов, презентаций. Иногда беру гитару и выступаю в ресторанах. Раньше я не понимал, как артисту можно выйти с гитарой и петь перед жующей публикой. Мне это казалось оскорбительным. А когда стали платить, подумал: “Почему бы и нет?” Тем более когда сидишь без работы…

Судьба Леонида Вайнштейна (Янкель) сложилась трагически. В 80-е годы он эмигрировал в США. В марте 90-го года Леонид обедал в одном из нью-йоркских кафе — внезапно началась перестрелка, и он погиб от случайной пули. Другой шкидовец, Анатолий Подшивалов (Цыган), перенес тяжелую операцию: из-за опухоли мозга ему сделали трепанацию черепа. С тех пор о нем ничего неизвестно. Юрий Рычков (Купа Купыч Гениальный) работает актером в ярославском театре.

Не сложилась актерская карьера и у Павла Полунина, сыгравшего пятилетнего Ванюшу в кинофильме “Судьба человека”. После школы он трижды пробовал поступать во ВГИК, но заваливал творческий конкурс. Комиссия не видела в нем актера. В начале 70-х Павел отправился служить в армию. В 1974 году с ним было опубликовано интервью в “Красной звезде”. После этого о судьбе Полунина ничего не было известно.

Мы неоднократно пробовали связаться с Павлом, который сейчас проживает в городе Железнодорожный. Однако наши попытки не увенчались успехом: Полунин наотрез отказывался от любого интервью. По словам соседей, после армии он женился и, чтобы содержать семью, пошел работать слесарем. Затем стал на заводе инженером. Во время перестройки занялся мелким бизнесом — торговал шинами, запчастями. Но и здесь долго не продержался. В последние годы Павел подрабатывает таксистом.

В апреле 1969 года вышла в свет эпохальная кинолента “Неуловимые мстители”. Вся четверка мстителей заработала фантастическую популярность в Союзе. Однако спустя десять лет о знаменитых детях уже не вспоминал ни один режиссер.

— Из всех ребят только один я до сих пор держусь на плаву. Меня до сих пор приглашают, — рассказывает Виктор Косых (Данька). — Валя Курдюкова, сыгравшая в фильме мою сестру Оксану, сейчас домохозяйка. Вася Васильев, знаменитый Яшка Цыган, одно время работал смазчиком на заводе во Владимирской области. Позже перебрался в Тверь, где занялся бизнесом, организовал “культурный центр”. Его офис располагается в здании местной мэрии, но почему-то этот “центр” торгует исключительно тушенкой. Он вообще очень странный человек. Каждый раз, когда мы встречаемся, Василий говорит: “Вить, завтра лечу в Лондон, дай пять тысяч долларов взаймы”. В прошлом году он взял у меня штуку баксов, но так и не вернул. А недавно позвонил и предложил мне купить у него бивень мамонта за полмиллиона баксов… Мишка Метелкин (гимназист Валерка Мещеряков. — И.Б.) сейчас занимается монтажом, говорит, снимает какие-то картины. Правда, я ни одной из них еще не видел.

— Вы же еще снимались в фильме “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!”, играли Костю Иночкина. С кем-нибудь из тех детей-актеров поддерживаете отношения?

— Я общаюсь со Славой Царевым, который играл мальчика с удочкой. Помните, он все время повторял: “А че это вы тут делаете, а?” Судьба у Славки незавидная. Он пропил свою квартиру в Кунцеве, перебрался к какой-то женщине в Бирюлево. Живет в убогой “однушке”, где, кроме шкафа, флага Советского Союза и продавленной тахты, больше ничего нет. На кухне — прожженная плита и чайник. Два года назад я собрал ему сумку своих старых вещей, привез 5 тысяч рублей. Начал уговаривать его сделать себе паспорт: ведь он живет, как бомж, — без прописки, без документов. Царев обещал. Но недавно я с ним связался и узнал, что паспорт он так и не сделал, на работу не устроился, рыщет по помойкам и собирает пустые бутылки. А ведь как хорошо начинал...

— “Дети — товар скоропортящийся” — эту фразу я впервые услышал от знаменитого режиссера Александра Роу, — поделился с нами Алексей Катышев, сыгравший главную роль в сказке “Огонь, вода и медные трубы”. — Когда-то у меня не было отбоя от поклонниц, меня приглашал во ВГИК на свой курс Сергей Герасимов, мне предлагали роли в самых кассовых фильмах. Все оборвалось в один миг. Как только я повзрослел, моя внешность оказалась не интересной. Большинство советских детей-актеров постигла та же участь. Я долго не мог найти работу. Недавно устроился в Дом отдыха актеров подсобным рабочим...




Партнеры