В Венеции задует русский ветер

Завтра открывается Биеннале современного искусства

9 июня 2005 в 00:00, просмотров: 248

Знаменитые сады “Джардини” вновь заполнятся разношерстной публикой со всего мира, дворцы и мосты превратятся в невообразимые инсталляции, а из-за художественных произведений на старинных мостовых яблоку негде будет упасть.


Самый крупный в мире художественный фестиваль — 51-й по счету и самый старый по возрасту. Ему исполняется 102 года. Спустя пять месяцев после новорожденной московской биеннале это хорошая возможность представить себе, что именно у нас получилось, а что не очень.

Нашу страну на этот раз будет представлять внушительная команда художников и кураторов. Как стало известно, испанка Роза Мартинес, которая была одним из кураторов биеннале в Москве, назначена комиссаром центральной международной экспозиции в старом венецианском Арсенале. Из наших участников она выбрала двоих — Олега Кулика, звезду биеннале-2003, и дуэт “Синие носы”. Виктор Мизиано, несколько лет бывший комиссаром российского павильона, на этот раз представляет большой проект среднеазиатских республик. Михаил Сидлин будет курировать павильон Украины. Так что можно сказать — наши спецы в области современного искусства идут нарасхват.

В этом году в Венеции решили отказаться от какой-то конкретной темы. На повестке дня главный вопрос — диалог современного художника и зрителя. Так, московская группа “Escape” везет в российский павильон интерактивную видеоинсталляцию “Слишком долго, чтобы убежать” (куратор — Ольга Лопухова). С большого экрана на входящую в зал публику движутся люди в красном (парафраз “Красной конницы” Казимира Малевича). Чем больше людей входит, тем быстрее им навстречу идут художники — специальные датчики будут отсчитывать темп. Но есть одна опасность: в случае возникновения давки творцы могут дойти до края и низвергнуться вниз.

Описать другой технологичный проект, который представляют нижегородцы Галина Мызникова и Сергей Проворов (группа Провмыза), почти невозможно. Их инсталляция “Волшебный ветер” — сложное инженерно-техническое сооружение, сделанное с помощью серьезных ученых-аэродинамистов. В общем, все будет происходить примерно так: публика попадает в помещение, где ее ласково овевает ветер. Его можно ловить руками, играть с ним. Но по мере удаления от входа потоки воздуха становятся сильнее, пока человек в буквальном смысле не оказывается в эпицентре урагана.

Однако такие интерактивные игры — почти смертельный риск для зрителя — наш павильон дышит на ладан.

— У шедевра Щусева в прямом смысле сносит крышу, центр которой вдобавок украшен большим стеклянным плафоном, — сетует комиссар павильона и директор РОСИЗО Евгений Зяблов. — В прошлом году, перед архитектурной биеннале, мы нашли немного денег и как-то подлатали здание, еще раньше установили кондиционеры, поскольку в нем было просто невозможно находиться.

По словам Зяблова, павильон наш находится на балансе МИДа, в управлении капстроительства и загрансобственности, которое ведет себя как “собака на сене”, бросив памятник истории и культуры на саморазрушение.

— И главное — мы ничего капитальное сделать не можем, — продолжает Зяблов. — Если бы знали, что павильон находится в нашем ведении, давно уже нашли средства для поддержания имиджа страны.

Сама же российская экспозиция на мировом художественном смотре обошлась государству более чем скромно. Страна выделила 1,5 миллиона рублей на все про все (в два раза меньше, чем два года назад). Точных цифр по другим странам нет, но можно сказать, что они на порядок больше. И после этого мы хотим, чтобы нам дали “Золотого льва”? Главный приз достался российскому художнику лишь однажды — в 1993 году его получил Илья Кабаков за свой “Красный павильон”.




Партнеры