Тигран выходит на охоту

Чего ждет консерватория от нового ректора спустя год спячки

10 июня 2005 в 00:00, просмотров: 217

Лето. В консе — жар: экзамены. Студенты облепили Мухину, то есть ее памятник Чайковскому; тут же леса — пока, увы, для косметического ремонта. На доске гордо: “Новым ректором избран Тигран Алиханов, завкафедрой камерного ансамбля”. Он пришел в самый сложный момент, когда все уже готово рухнуть окончательно. Сохранит ли консерватория статус самого авторитетного и ликвидного вуза в мире, выяснял корреспондент “МК”.


…Да, конса была и остается “лидером по конвертируемости” своих выпускников, обходя и Бауманку, и ранее засекреченный факультет системотехники Лесотехнического института. Более половины ее “детищ” оседает там. И это несмотря на выломанные дверцы в туалетах. Или ржавые культи вместо душа в общаге на Малой Грузинской... Унитазы переживем, главное ведь — “внутренний климат” учреждения. Но каков он?

Ретроспективу “деяний” ректоров за последние 10 лет вместе с “МК” проводит Петр Скусниченко, народный артист, декан вокального факультета. Он был одним из трех кандидатов на последних выборах ректора. За Тиграна Алиханова проголосовали 100 человек, 55 — за Валерия Полянского, чуть более 20 — за Скусниченко.

— Дабы сохранить традиции, — говорит Петр Ильич, — надо бороться за материальное обеспечение студентов и педагогов. При ректоре Овчинникове (правившем до октября 2000-го. — “МК”) мы — профессора — получали по 2000 рублей в месяц, хотя вуз ежегодно получал доход от своих трех залов (Большой, Малый, Рахманиновский) и миллион долларов от студентов-иностранцев. А у нас их учится до 200, и каждый платит по 7000 долларов в год. Мы не знали, куда уходят эти деньги.

— Был отток педагогов из страны?

— Тогда — да. Хотя лучшие остались.

...В 2003 году (при Соколове, нынешнем министре культуры) консерватория таки получила президентский грант (который скоро истекает, но, по слухам, будет продлен). Зарплаты профессоров возросли до 15 000 рублей.

— Но сейчас это уже не те 15 000, что были прежде! — восклицает Скусниченко, указывая на 10—12% инфляции в год. — И я отмечал это в своей “кандидатской” программе. А концертмейстер? Он и вовсе получает 1200 рублей!

Кроме денег людей неплохо бы держать в тонусе. А как, если более года (с марта 2004-го, как только Александра Соколова “перевели” в министры) консерватория преступно существовала без ректора-диктатора! Алексей Любимов, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства:

— Владимир Суханов, исполнявший обязанности ректора до избрания Алиханова, провел этот период... спокойно и достойно. Конечно, активных действий не было, многие процессы приостановились...

Кстати, в консе нам сообщили, что “Тигран Алиханов до сих пор официально не утвержден ректором, и когда это произойдет, он и сам не знает”. Так что расслабленность наблюдается не только у руководства. По нашим данным, до сих пор не переведена основная часть денег на реконструкцию здания, о которой “МК” уже подробно писал (28.12.04). Фундаменты не укрепляются, ведутся лишь косметические “подчистки” в классах и по фасаду... Ранее экспертами обещалось, что при бесперебойном финансировании основные работы можно завершить за 3—4 месяца. Профессура убеждена, что реконструкция затянется на годы. Все настроены “терпеть, чихая и кашляя от запаха краски”.

Другая проблема — нужны новые учебные пространства. Скажем, та же оперная студия, которой у консерватории толком никогда не было. Между тем у консы есть своя земля в переулках с тыла основного здания, и уж долгое время ищут “правильного” подрядчика, который, с одной стороны, сможет построить новые площади, а с другой — не возьмет половину в свое пользование. Г-н Ведерников, главный дирижер Большого:

— Новые оперные голоса — настоящая проблема. Откуда их брать? И рассчитывать здесь на профильный вуз — консерваторию — было бы… (показно ищет нужное слово) самонадеянно.

Итак, круг проблем обрисован. Быть ректором в такой период крайне невыгодно. Но большинство на общевузовской конференции выбирает Алиханова. За что? Во-первых, за верное и долгое служение — он более 30 лет здесь. Цитирую профессоров: “Известен своей честностью, неподкупностью, прямым и четко высказываемым мнением. Всегда жарко отстаивает человеческие позиции. Объективен, уважаем, любим...” И главное, что ему предстоит сделать, — спасти консерваторию как исторический объект, памятник культуры и спасти в ней тот живой, активно действующий организм с пока еще неугасшим статусом...

К этой характеристике можно лишь добавить, что Алиханов (в отличие от Соколова, например) — реальный, концертирующий музыкант “с именем”. Пианист. Лауреат международных конкурсов. За плечами — ЦМШ, консерваторский класс Льва Оборина, аспирантура. Выступал вместе с такими крупными дирижерами, как Геннадий Рождественский и Марис Янсонс. Много гастролировал по миру, активно популяризируя кроме “утвержденной классики” репертуар конца XX века — Бориса Чайковского, Эдисона Денисова. Преподает с 1971 года, считая учеников “главным делом жизни”.

Народ ждет воли и активных действий. Так и говорят — “грядет большая стройка”. Неплохо в качестве строителя войти в анналы…




Партнеры