Позор на всю Вселенную

Украденный метеорит хотели продать за бесценок

Похищением века можно назвать кражу, совершенную недавно в столичном планетарии. Правда, воришки, разорившие витрину местного музея метеоритного вещества, даже не подозревали о реальной ценности 40-килограммового осколка Сихотэ-Алиньского метеорита. Жулики решились продать раритет, опубликовав объявление в газете. Единственными покупателями стали сотрудники милиции.

Пропажу самого знаменитого из когда-либо падавших на землю метеоритов — Сихотэ-Алиньского (его общий вес изначально составлял сотни тонн) — ученые обнаружили сразу.

АНЕКДОТ ДНЯ

Российским космическим агентством разработана уникальная безопасная методика ликвидации устаревших орбитальных станций. По старинной русской традиции они будут разворовываться самими космонавтами.

Но кто мог утащить 40-килограммовый железный кусок под носом бдительной охраны? Сторожей-то прежде всего и заподозрили в краже опытные сыщики из УВД Южного округа. Хотя вынести из планетария раритет мог кто угодно. В здании с незапамятных времен идет нескончаемый ремонт, здесь ежедневно толпится полно народу.

— Украденный метеорит считается одним из самых крупных в мире, — поведал “МК” директор планетария Игорь Микитасов. — Мы вместе с милицией принимали участие в разработке операции по задержанию преступников. Знали, что похититель уже вышел на покупателей и планировал с ними встречу. По всей видимости, метеорит должен был уйти за границу.

— Какова истинная стоимость метеорита?

— Его продавали за 50 тысяч долларов, но реальная цена — 200 тысяч. В том случае, если бы покупателю удалось “легализовать” метеорит, его стоимость возросла бы до миллиона.

— В планетарии есть другие раритеты такого же уровня?

— Да, у нас хранится известный метеорит Царев. Но он каменный, а не железный, как Сихотэ-Алиньский. Да и весит меньше — всего 24 килограмма.

Как сообщили “МК” в НИИ геохимии РАН, где хранится основная коллекция осколков Сихотэ-Алиньского метеорита, он знаменит даже не столько своими размерами и массой, сколько самим фактом падения в 1947 году в Приморье.

— Это был первый в истории многотонный камень, свалившийся на Землю на глазах у множества людей, — сообщил “МК” сотрудник лаборатории метеоритики Андрей Иванов. — В нашем музее хранятся десятки тысяч осколков Сихотэ-Алиньского, от 1700 кг до нескольких граммов. Даже за самый маленький из них коллекционеры на Западе готовы в любой момент выложить тысячи долларов.

Сыщики решили подождать, пока преступники попытаются сбыть ценную вещь. Для этого понадобился целый месяц. В начале этой недели в одной из газет детективы прочитали такое объявление: “Продам метеорит. Сихотэ-Алинь, 1947 год”. Оставалось только как можно скорее договориться о встрече с продавцами, пока камушек не перехватили настоящие коллекционеры.

Встреча оперативников с ворами состоялась возле дома 61 по Каширскому шоссе. Продавцы извлекли камень из багажника машины, а “покупатели” вручили им меченые купюры. В этот момент сыщики задержали горе-торговцев с поличным. Ими действительно оказались охранники планетария.

По неофициальным данным, метеорит был украден 32-летним жителем Тульской области, который специально устраивается в музеи, чтобы потом совершать кражи. Мало того, по словам сотрудников планетария, ученые… знали о готовящейся краже и позволили воришкам вынести космическое тело, чтобы отследить канал, по которому идет продажа метеоритов. Ведь в последнее время похищения раритетов из планетариев и музеев участились. Например, недавно был украден метеорит в Волгограде.

Так или иначе, пока бесценный камень надежно хранится в Нагатинской прокуратуре, сотрудники которой ведут расследование дела.

Комментарий доктора геолого-минералогических наук НИИ геохимии им. Вернадского РАН Андрея Иванова.

Упавшее на Землю в 1947 году небесное тело было названо по традиции в честь места его обнаружения — хребта Сихотэ-Алинь в Приморском крае. Падение произошло 12 февраля, зимой. Ученые обнаружили тысячи разбросанных по лесному массиву камней. Это были железные осколки какого-то крупного метеорита, предположительно, астероидного типа, который разорвался в воздухе при торможении в атмосферных слоях. До сих пор истинного “родителя” (планету, астероид или комету) Сихотэ-Алиньского метеорита так и не удалось установить. А экспедиций к месту падения Сихотэ-Алиня было несколько, и во время каждой из них ученые находили новые и новые осколки.

Основная коллекция Сихотэ-Алиня хранится в Музее НИИ геохимии РАН, часть была в свое время подарена другим музеям, в том числе и музею планетария.

КАК ВОРУЮТ МЕТЕОРИТЫ

• 1993 г. — с кафедры минералогии и палеонтологии Саратовского государственного университета украден метеорит Саратов. 125-килограммовую глыбу вытащили через окно, воспользовавшись тем, что в ту ночь дежурила глуховатая вахтерша.

• 2004 г. — из Волгоградского планетария похищен 50-килограммовый осколок Сихотэ-Алинского метеорита.