Здесь птицы не поют

Авария на железной дороге может отравить жизнь москвичам

18 июня 2005 в 00:00, просмотров: 233

Вчера официальные лица уверяли, что для ликвидации последствий аварии, произошедшей в Тверской области 15 июня, делается все возможное. А значит, москвичи могут спать спокойно: мазут, пролившийся из перевернутых цистерн, в Волгу и в канал им. Москвы не попадет. Однако экологи бьют тревогу: флоре и фауне нанесен непоправимый ущерб. Растекшаяся по поверхности реки Вазузы черная маслянистая жидкость устремилась в Волгу, которая, в свою очередь, снабжает Москву питьевой водой.

Так ли это, проверил на месте корреспондент “МК”.

На краю деревни Зуево — пастбище, спускающееся прямо к железной дороге. Слева, метрах в ста пятидесяти, — река Вазуза. Спускаемся с пригорка и удивляемся: даже на возвышенности земля под ногами “квакает”, хотя с утра стоит жаркая солнечная погода. На краю пастбища — обрыв. Внизу — то, что осталось от насыпи и товарного состава. Рельсы с двух сторон как будто обрезаны, на шпалах в лужах мазута валяются два десятка помятых, перевернутых вверх дном цистерн. До Голландии они так и не доехали (поезд вез мазут именно в Страну тюльпанов). Страшная сила уложила цистерны довольно причудливо: местами плотными “штабелями” — точно перпендикулярно полотну, местами “костерком” — подобно поленцам в огне, одно на другом.

На пригорке копошатся люди в оранжевых жилетах. Разбит небольшой палаточный лагерь: из Ржева, Бологого и Волоколамска к месту аварии подтянулись пять специальных восстановительных поездов с кранами, тракторами, подъемниками и другой спецтехникой. Бригады МЧС установили над полотном несколько мощнейших прожекторов, оставив полдеревни без света.

Работа не прекращалась всю ночь. 50 срочников железнодорожных войск, стоя по пояс в воде и мазуте, вручную мастерили дамбу. По роковой случайности в том месте, где произошла катастрофа, протекает еще одна небольшая речушка — Гостишка, питающая Вазузу. Одна из цистерн свалилась с насыпи, и мазут потек прямо в речку. Солдаты лопатами вырезали куски земли вместе с дерном, передавали их по цепочке и строили из этих “кирпичиков” стену.

Их старания не принесли результата: уже на въезде в Зубцов с моста через Вазузу видно черную мазутную полоску возле левого берега. Вот что рассказал “МК” заместитель Волжского регионального природоохранного прокурора Олег Петров:

— По официальным данным, из цистерн вылилось огромное количество мазута — от 300 тонн. Выводы неутешительны: в Вазузе визуальная загрязненность поверхности воды составляет 70%, в истоке Волги — около 50%. На 2 га пропиталась мазутом пойма реки. Рыбному хозяйству нанесен непоправимый ущерб. По действующим нормативам, такую аварию необходимо было локализовать в течение первых шести часов. Тогда бы разрушительные последствия были минимальными. Не прибыл своевременно и санэпиднадзор. Он должен был немедленно предупредить водоканалы об очистке воды, предупредить население. Пробы воды были взяты только по требованию прокурора. По факту загрязнения окружающей среды прокуратура возбудила уголовное дело.

Руководит ликвидацией последствий ЧП первый вице-президент “Российских железных дорог” Хасян Зябиров:

— Основную причину катастрофы можно назвать с большой долей уверенности, — рассказал он. — Это усадка путей, произошедшая в результате размыва почвы из-за проливных дождей. Несмотря на то что причиной катастрофы стал природный катаклизм, все виновные понесут ответственность за недосмотр и халатность.

До сих пор движение поездов Рижского направления выполняется в объезд — через Торжок, Лихославль. Пассажирские поезда прибывают на Курский вокзал, оттуда же отправляются. Но рельсы-то рано или поздно починят, а вот какими будут экологические последствия катастрофы?

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) крайне недовольно высказалась в адрес руководства ОАО “Российские железные дороги”, обвинив их в бездействии.

— Их ничего не интересует, кроме их вагонов, ликвидацией последствий аварии для экологии региона никто не занимается, — заявил замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь, находящийся на месте аварии. — Здесь луга залиты на 40 сантиметров мазутом, все это беспрепятственно сливается в Волгу. До сих пор нет абсорбента, впитывающего мазут; на место аварии был привезен единственный насос, и тот сломался. Ситуация крайне тяжелая. Мы намерены обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по факту бездействия должностных лиц.

Эксперты сравнивают катастрофу в Тверской области с еще одной крупной аварией на железной дороге, которая произошла 14 мая 1996 г. в поселке Мыслец в Чувашии. Там сошли с рельсов и загорелись несколько вагонов транзитного грузового состава, в результате чего опрокинулись 20 цистерн с фенолом и нефтепродуктами. Тогда в почву попало 185 т фенола, и в районе 20-километровой зоны от места аварии практически все колодцы и местная речка были заражены. Там фенол вызвал отравление рыбы, а позже его следы были обнаружены в Волге близ Чебоксар. Даже спустя шесть лет геологи обнаруживали глубоко в земле фенольные пятна, способные повторно загрязнить уже очищенные территории.




Партнеры