Алло, это прачечная?

Глава ЦБ Кипра — “МК”: “Конкуренты хотят отщипнуть от нашего пирога”

Кипр — это не только излюбленное место отдыха российских туристов. На острове ведется масштабная финансовая деятельность, и бытует мнение, что именно здесь “отмываются” вывезенные из России средства, которые затем вкладываются в российскую экономику как вполне легальный иностранный капитал.


Однако глава Центробанка Кипра Христодулос Христодулу считает, что никакой незаконной деятельности с участием российского капитала на Кипре не ведется, поскольку доказательств подобных сделок нет. Об этом “МК” расспросил банкира поподробнее.

— Кипр входит в тройку лидирующих инвесторов, вкладывающих деньги в российскую экономику, — говорит г-н Христодулу. — Нам очень льстит тот факт, что бизнесмены из разных стран, в том числе и из России, выбрали Кипр как промежуточную страну для вложения средств. 14% прямых инвестиций с Кипра направляются в Россию, в то время как прямые российские инвестиции в экономику Кипра составляют 5,2% от общего объема российских вложений.

— Не секрет, что большая часть “кипрских” инвестиций в экономику России — это российские же деньги, которые были нелегально вывезены за рубеж…

— В 1997—1998 гг., когда я был министром финансов Кипра, мы постоянно боролись за то, чтобы избежать двойного налогообложения кипрских инвестиций России. Нам приходилось каждый раз доказывать, что эти деньги не были вывезены из России на Кипр напрямую. Средства поступили на Кипр из третьих стран, и уже затем они пришли с Кипра в Россию. Вот пример: в 1998 году из Swiss Credit First Boston в Россию через Кипр было вложено $10 миллиардов. Как известно, этот банк — совместное владение США и Швейцарии. А значит, отбросив все спекуляции, мы видим факт: средства в довольно крупном размере пришли в Россию через Кипр, а не “утекли” через Кипр из России.

— Но ведь смысл не меняется: даже если деньги из России вывезли в другую страну, то на Кипре их окончательно легализовали…

— Доказательств какой-либо преступной схемы, в которой мог бы участвовать Кипр, нет. А значит, все это домыслы. Мы на протяжении многих лет инвестиционного сотрудничества с Россией просим наших российских партнеров: представьте нам доказательства того, что за нашей спиной идет преступная игра. Пока ни о каком подобном случае нам не сообщали.

— Если все так легально, то откуда берется информация о том, что на Кипре “моются” российские деньги?

— У Кипра есть много конкурентов. Многие страны хотели бы получить роль финансового центра и одного из самых крупных инвесторов российской экономики. Ведь для иностранных компаний, которые работают на Кипре, у нас действует налоговая ставка в 4,25%, которая довольно привлекательна для крупного бизнеса. Другие страны хотят перетянуть часть компаний к себе, предлагая такие же условия. Это лишь вопрос конкуренции, а сплетни и домыслы муссируются теми, кто хочет отобрать у нас российский рынок.

— Но Россия не единственный “рынок” для инвестиций с Кипра…

— Кипр стал всемирным финансовым центром с 1974 года, в то время как Россия “вступила в игру” гораздо позже. С тех пор нам удалось добиться статуса уважаемой страны-партнера — у нас отличные отзывы от МВФ и Совета Европы. Наша судебная система признана довольно эффективной в борьбе с коррупцией и “отмыванием” капиталов. В этом году мы снова получили положительные отзывы от международных организаций. Кипр — слишком маленькая страна, чтобы нас во всем обвинить, а делается это с той целью, чтобы отщипнуть от нашего пирога кусок побольше.

— Россия неоднократно просила Кипр представить сведения о счетах и владениях российских граждан на острове, однако кипрские власти отказываются поделиться информацией…

— Российские власти хотят знать реальных, а не номинальных владельцев компаний с российским капиталом, работающих на Кипре. Однако мы не имеем права вмешиваться в дела частных компаний, мы можем лишь запустить процедуру расследования возможного “отмывания” денег компанией. А Россия спрашивает у нас, кто владелец той или иной российской компании — просто для того, чтобы быть в курсе. Мы не даем подобную информацию ни одной стране — будь то США, Израиль или Россия. Мы делаем бизнес в рамках закона и ведем себя очень корректно. Если мы начнем преследовать людей на основании слухов и домыслов, мы навсегда потеряем свой имидж перед нашими партнерами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру