“Формуле”— покрышка?

Шумахер одержал самую несуразную победу в истории автогонок

21 июня 2005 в 00:00, просмотров: 455

Представьте себе: на чемпионате мира по футболу-2006 в Германии согласятся играть три команды. Бразилия, Ямайка и какое-нибудь Западное Самоа. Остальным не понравятся бутсы, и они разъедутся по домам. Бред сумасшедшего? Вот именно. А вот в “Формуле-1”, оказывается, и такое возможно — что и доказал Гран-при США, который мы “имели удовольствие” наблюдать в ночь на понедельник. За океаном на легендарной “старой кирпичнице” в Индианаполисе разгорается самый масштабный скандал нового столетия, уже нареченный “резиновым”.

Все началось еще в пятницу, когда на второй свободной практике один за другим угодили в неприятные аварии гонщики Toyota Ральф Шумахер и Рикардо Зонта. Младший брат Михаэля, врезавшийся в отбойник, был даже отправлен на медицинское обследование. Немец отделался легким испугом, но поскольку виной обеих коллизий стали лопнувшие покрышки, их поставщик, концерн Michelin, приступил к проверке всей шинной партии, поступившей на этап в Америку.

Проверка мишленовцев шокировала: в партии был обнаружен явный брак, а ведь резиной именно этой марки пользуются семь команд из десяти! Включая лидеров из Renault, а также McLaren, Williams — то есть всю лидерскую верхушку, за исключением Ferrari, хранящей верность другому резиновому королю — Bridgestone.

Небольшое отступление. Местный автодром, где более ста лет проходит гонка “500 миль”, не столь надежно оборудован зонами безопасности, а на участке, где формулисты въезжают на прямую “старт—финиш”, лопнувшая покрышка отправит пилота на хорошей скорости в бетонную стену со всеми последствиями. Michelin во избежание беды оперативно доставляет на трассу новую резину, но, понятное дело, упирается в новый регламент автофедерации: колеса весь уик-энд менять нельзя. ФИА пытается пойти на уступки: мол, для этого нужно согласие представителей всех 10 команд. Совещались долго, а к согласию не пришли.

Днем в воскресенье по местному времени зрители, заплатившие огромные деньги (с билетом, скажем, за 250—300 долларов мало чего увидишь), стали свидетелями такой картины: 20 машин ушло на прогревочный круг, а на стартовых клеточках осталось только 6! Болиды, обутые в Michelin, дружно зарулили в свои боксы и заглушили моторы. А в гонку ушли чемпион мира Михаэль Шумахер, вице-чемпион и его партнер Рубенс Баррикелло, следом два представителя почти уже русской команды Jordan и два аутсайдера из Minardi. В истории “Формулы-1” бывало, чтобы финишировало 4 или даже 3 машины, но чтобы стартовало шесть... Хорошо, у публики не нашлось предметов потяжелее, чем бутылки из-под пива и колы и гамбургеры! Ибо все это добро полетело на трассу, и на одном из таких предметов травмировал свое колесо Шумахер. Впрочем, это не помешало немцу одержать первую победу в сезоне и самую несуразную за всю славную карьеру. Для этого семикратному чемпиону пришлось лишь заставить партнера Баррикелло разок увильнуть на травку.

Michelin, подсчитывающий многомиллионные убытки, не уподобился страусу и выступил с немедленным комментарием: “Наша резина не подходила по всем параметрам — мы признаем, но поскольку во главе угла стоит безопасность пилотов, мы не могли рисковать. Приносим извинения всем обманутым болельщикам”.

Хозяин Minardi Пол Стоддарт, чьи гонщики не избежали (плодотворного, кстати) участия в этом фарсе, просто плевался: “Я это безобразие даже не смотрел. Тоже мне, мини-Гран-при устроили!”. Интересно, но, пока этот номер готовился к печати, никаких злобств из штаба нестартовавших в воскресенье команд не прозвучало. Лидеры повторяли одну заученную фразу: дескать, не стали подвергать жизнь пилотов риску по мишленовскому совету. “Горечь во рту после такого этапа останется надолго, — констатирует шотландец Дэвид Култхард, — но нам, пилотам, следует действовать согласно инструкциям”. Впрочем, скандала не избежать — это лишь вопрос времени, и на стол в ФИА ляжет стопка протестов. Недаром итоги Гран-при США пока признаны предварительными.

Церемония награждения этого мини-Гран-при только подчеркнула весь конфуз данной ситуации. Пилоты Ferrari не то что не пожали друг другу руки — даже шампанским друг друга не полили. В этом свете довольно оригинально смотрелся третий призер Тиагу Монтейру, который, не веря в то, что произошло, забавлялся дорогим игристым напитком, что называется, в одно лицо. Jordan, недавно купленный уроженцем Ленинграда Алексом Шнайдером (ликуй, Россия!), уже в призерах, пусть даже таким оригинальным способом.

— Как тебе Гран-при? — через несколько часов спрашиваю у русского тест-пилота Jordan Романа Русинова.

— Сбывается то, что я говорил. Ferrari вскоре тоже смогут бороться за чемпионство. У них и у Renault — самые большие шансы.

— Но эта победа связана со скандалом...

— Я бы назвал это рабочим моментом, не более. В автогонках такое случается. А насчет аннулирования результатов... Там есть, кому решать.

— Твои партнеры Монтейру и Картикеян — впервые в “очках”.

— Я в это верил. Насчет еще одного подиума в сезоне — не знаю, но очки эти не последние!

...Если результаты пересмотрены не будут (ФИА в этом отношении непредсказуема), Михаэль Шумахер выйдет на третье место в зачете, а его “скудерия” потеснит маклареновцев на втором. Но что ждет “большой цирк” через две недели — не возьмется сказать никто. В Книгу рекордов “Формула-1” уже попала. Точнее сказать, загремела.


“Формула-1”. Гран-при США. Результаты гонки: 1. М.Шумахер (Ferrari) — 1 ч 29 мин 43,181 с, 2. Баррикелло (Ferrari) — отставание 1,522, 3. Монтейру (Jordan) — 1 круг, 4. Картикеян (Jordan) — 1 круг, 5. Альберс ( Minardi) — 2 круга, Фризахер (Minardi) — 2 круга. Общее положение: 1. Алонсо (Renault) — 59 очков, 2. Райккёнен (McLaren) — 37, 3. М.Шумахер — 34, 4. Баррикелло — 29...



Партнеры