Киностудии имени Горького, которую в основном называют соперницей киноконцерна “Мосфильм”, стукнуло 90 лет. Несмотря на то что юбилей студия вроде как отмечала в канун Нового года, теперь горьковцы решили сделать еще одно совмещение — и почествовать себя, любимых, в рамках проходящего сейчас в столице XXVII Московского международного кинофестиваля.
Гостей собрали возле студии воскресным вечером. В 22.00. Почему так поздно, никто не объяснил. И началось все с неожиданности. Стена, возле которой стояли гости, неожиданно стала рассыпаться на куски. В прямом смысле этого слова.
За развалом каменной кладки наблюдали как горьковцы, так и их друзья — Елена Сафонова, Александр Стриженов, Всеволод Шиловский, Ираклий Квирикадзе, Валентин Черных, Ренат Давлетьяров, Кирилл Разлогов и многие другие.
Когда в стене наметился явный проход, оттуда под звуки музыки к гостям вышел директор киностудии Станислав Ершов с префектом СВАО Ириной Рабер. Всех моментально обнесли шампанским. Первый бокал Ершов предложил выпить за процветание своей студии.
Дружно выпили. И тут же понеслись вопросы. Например: а зачем, собственно, нужно было рубить стену? Оказалось, это идея самого Ершова. Чтобы сделать на студии новую дверь, он предложил воспользоваться старым окном, заложенным в незапамятные времена. Таким образом, вход на студию окажется в самом парадном месте — на стыке улиц Вильгельма Пика и Сергея Эйзенштейна. Кстати, старый вход никто в окно превращать не собирается. Он так и останется входом. Только служебным.
После стаканчика шампанского Ершов кинул клич: “Давайте посадим рядом с будущим парадным входом деревья!”. Права на торжественное озеленение удостоились режиссер Алексей Учитель и итальянская актриса Сандра Чиккарелли.
— На моем месте должен быть Лужков, — сказал корреспонденту “МК” Учитель. — У мэра это выходит лучше.
— Ой, для меня такое событие тоже неожиданно, — поддержала нашего режиссера итальянская актриса. — Представляете, я раньше никогда не сажала деревьев!
Учитель и его итальянская помощница волновались напрасно. Им пришлось возиться не с саженцами, а с молодыми липами — чуть выше человеческого роста. Чтобы облегчить выполнение задачи, деревья уже поставили на заранее приготовленные места, так что Учителю и Чиккарелли осталось только засыпать их землей и полить. Режиссер, как истинный джентльмен, работу лопатой взял на себя, а актрису вооружил лейкой.
Ну а потом директор Ершов вновь шагнул к микрофону и произнес загадочную фразу: “Ключ на старт!”. И практически моментально на глазах у изумленной публики забил фонтан, до этого много лет не работавший. Его также отремонтировали к юбилею.
Праздничная вечеринка завершилась презентацией нового фильма Веры Сторожевой “Греческие каникулы”. Эта мелодрама с участием наших молодых звезд Чулпан Хаматовой и Юрия Колокольникова снималась на базе студии им. Горького.
“ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА” (Рана Маа)
Финляндия, 2004.
Режиссер Аку Лоухимиес.
Финн Лоухимиес, любимец ММКФ (два его предыдущих фильма — “Неприкаянный” и “Витая в облаках” — были показаны в столице), на этот раз сделал абсолютно европейскую историю. В “Вечной мерзлоте” множество персонажей и сюжетных линий сплетены в единый клубок в одной целью: показать, как маленькие человечки, словно мухи в янтаре, застыли в вечной мерзлоте финского климата.
АКУ ЛОУХИМИЕС
— Откуда взялась стилистика фильма, состоящего из множества историй?
— Для мирового кино сплетение историй — очень обычно, для Финляндии — большая редкость. Начиная работать над фильмом, я понимал, что именно из-за такой стилистики он не станет зрительским. Наш фильм держался в первой строчке бокс-офиса в Финляндии. До тех пор, пока не вышли “Звездные войны”.
— А сама идея фильма откуда?
— Из рассказа Льва Толстого “Фальшивый билет”. Этот рассказ уже дважды экранизировали: один раз в Германии, другой — Робер Брессон. И перед тем, как начать писать сценарий, я пересмотрел оба фильма.
“ГИТАРА-МОНГОЛОИД” (Gitarrmongot)
Швеция, 2004.
Режиссер Рубен Остлунд.
Фильм, балансирующий на грани документального и игрового кино. Весь сюжет состоит в том, что на протяжении полутора часов зрителю показывают мир как он есть — без комментариев, лишних диалогов и действия. То есть именно так, как все происходит на самом деле. Шведский тинейджер, орущий песни на улице за пару крон; местная сумасшедшая, потерявшая велосипед; похитители велосипедов; парочка, проводящая время в полнейшем безделье и т.д.
РУБЕН ОСТЛУНД
— Может показаться, что вы пытаетесь перестроить восприятие зрителя, заставить следить его за сменой состояний в кадре.
— Все это превосходно звучит, но я не рассматриваю свой фильм в качестве эксперимента. Моей целью было создать у зрителя чувство неуверенности. И таким образом заставить его понять и принять ситуацию по-своему. Поэтому я создавал сцены на грани нормального и ненормального.
— Что означает “Монголоид”?
— В Швеции это ругательство. На самом деле я хотел назвать фильм “Люди вообще”, но потом подумал, что такое название передаст мое отношение к героям фильма, и нашел ничего не значащее название.
“ПОСЛЕДНЯЯ ЛУНА” (La Ultima Luna)
Чили, Мексика, Палестина, 2005.
Режиссер: Мигель Литтин.
Зарождение арабско-еврейского конфликта за тридцать с лишним лет до создания государства Израиль изображено в фильме чилийца палестинского происхождения Мигеля Литтина с поистине ветхозаветной суровостью и мощью. В знойной каменистой пустыне люди меняют землю на коров, получают письма и посылки из далекой Америки — Чили — и спасают от смерти заблудившихся в небесах и подстреленных турецкими солдатами ангелов. Впрочем, окрепнув и подлечив раны, ангелы в человеческом обличье берутся за оружие и загоняют вчерашних спасителей за колючую проволоку...
МИГЕЛЬ ЛИТТИН
“Я мог бы два дня без перерыва рассказывать о тех годах, когда я жил в Москве. Где только не встретишь чилийцев!”
“ХРОНИКИ ОБЫКНОВЕННОГО БЕЗУМИЯ” (Pribeny Obycejneho Silenstvi)
Чехия, Германия, Словакия, 2005.
Режиссер: Петр Зеленка.
Лирическая трагикомедия из Чехии лишний раз доказывает, что поколение тридцатилетних в бывших странах соцлагеря старается держать на высоте планку национального киноискусства. Оригинальный подход к жизни чудака Петра ведет к разрыву с любимой девушкой, а попытка вернуть ее любовь с помощью заговора — к череде неконтролируемых злоключений. Впрочем, безумцы и чудаки окружают мечтательного героя, который трудится оператором автопогрузчика в аэропорту, повсюду. Коллеги по работе, соседи по дому и родители — все они подвержены обыкновенному безумию в не меньшей степени, чем сам Петр. Но это — лишь различные проявления самого важного человеческого чувства — любви, которая в конечном счете оправдывает любой абсурд жизни.
ПЕТР ЗЕЛЕНКА
“Я сам очень люблю своих актеров. Особенно актрису — исполнительницу главной роли…”