Простите, Солженицын…

На школьном “золоте” — фальшивая проба

Легко ли заработать в школе золотую медаль? Прочтите текст, который прислала в редакцию “МК” московская выпускница. Девочка хотела медаль. Но явно не такой ценой.

День защиты детей. День всероссийского сочинения. Пиджак, напульсник. Школа. Рассаживают по кабинетам. “Тридцать пять”, — произносит на миг забежавшая классная руководительница. Видимо, блок №35. Аккуратно достаю шпору. Ага, Солженицын, отлично. Пока на доске только оформляют темы, я своим корявым почерком уже вырисовываю черновик.

10.00. Тихо заходит учительница по русскому. “Катя, пойдем”, — говорит наставница, и я, собрав все пожитки, перемещаюсь в кабинет к параллельному классу, где сидят еще две медалистки. Первая парта. Спасибо. Не удастся скатать. Подходит Мария Ивановна — лучшая русистка школы. “Девочки, вы только без шпор. 6000 медалистов, представляете, что будет!.. Какую тему берете?” — “Четвертую”, — гордо отвечаю я. “Солженицын — это сложно, и каждый воспринимает его по-разному. Берите все третью”.

10.30. Две таблетки валерьянки. Нервничаю. “Девочки, пройдем в отдельный кабинет”, — чуть ли не шепотом заявляет Мария Ивановна. Садимся. Каждой ученице — по учителю. Надиктовка. Солженицын, ла-ла-ла, был таким-то таким-то. Понеслась. Сначала один черновик. Переписка в другой. Проверка учителем. Чистовик. Слушаю. Пишу. Переписываю. Слушаю. Пишу. Переписываю.

Ну вот, диктант окончен. Прогулка заключенных — пятнадцать минут. Мозги опухли, кости ломит, а руки напоминают конечности горьковских персонажей. Улица. Сигарета. Зажигалка. Затяжка. Сейчас никто даже и не вспомнит о “смолящих” учениках. “Тебе нужно до пяти находиться дома, и напиши на листке свой телефон”. Как подписку о невыезде, заполняю своей рукой маленький листик. Решаю покурить вместе с подругой на балконе. Но ее нет дома — вероятно, ушла в кино отдыхать после 6-часового сидения в компрессоре мозгов. А я, как подсудимый, лежу в четырех стенах в ожидании приговора.

Звонок. “Катя, — говорит классная руководительница, — нужно в школу”. Я подрываюсь и бегу. “Подписывай титульный лист”. Уже абсолютно никакая, я уменьшаю пространство на зеленой обложке за счет своего имени, фамилии и всего, что должно к этому прилагаться.

В пятницу днем выхожу. В душе царит смятение, а стыд за себя, учителей и школу пробивает меня насквозь, как разряд электрического тока. Ворота “тюрьмы”. Ступеньки. Беглый взгляд по спискам. “Петрова Катя — 5”. Постойте, ошибка. “Мария Ивановна — 5”. Так-то лучше.

Имена в тексте и под ним редакцией изменены.


ОТ “МК”. Льготы при поступлении в вузы для “золотых” и “серебряных” медалистов скорее всего будут отменены в 2007 году. Такой законопроект уже находится на рассмотрении в Госдуме. Аргументируется отмена просто: в школах штампуют отличников. На учителей с одной стороны давят родители, желающие облегчить своему чаду поступление в престижный вуз, с другой стороны — директор, для которого наличие “золота” и “серебра” — показатель престижа. Да и сами педагоги не против улучшить свое материальное положение за счет честолюбивых деток и их амбициозных предков.

На заседании Комитета по образованию и науке Госдумы приводили такие цифры. В начале 1990-х льготы отменили, количество медалистов сразу снизилось и потом оставалось стабильным — около 30 тысяч в год. Затем их восстановили, и число отличников стало расти как на дрожжах: в 2004 году — уже более 90 тысяч человек! Между тем лишь 38% медалистов подтверждают качество знаний на экзамене — получают высший балл на профильном испытании. В некоторых вузах этот показатель и того ниже — от 2% до 29%.

Поэтому решено оставить в школах “золото” и “серебро” лишь в качестве морального поощрения.

ФАКТ. На днях в Ярославской области уволили директора общеобразовательной школы за то, что выпускники, претендующие на медаль, переписали экзаменационное сочинение.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру