Сила в слабости

Россияне подсели на легкие коктейли

23 июня 2005 в 00:00, просмотров: 400

Похоже, что рецепт любимого коктейля россиян “Три поросенка” — ящик водки и трое друзей — тихо уходит в прошлое. Ему на смену приходят разноцветные баночки “два в одном” — из спирта и сока. Народное признание налицо: как видно из результатов исследований TNS Gallup Media, пятая часть опрошенных москвичей — 20,4% — пьет слабоалкогольные коктейли.

Банка на банку

Слабоградусные коктейли часто сравнивают с пивом: слишком уж похожи цена и крепость. Да и пить можно где угодно. Что делает “баночные” возлияния любимым занятием российской молодежи. А за коктейлями “стоит” целая группа поддержки из представительниц слабого пола. Это вам не солодовый горький напиток, а сладковатая разноцветная шипучка.

И тем не менее, как утверждают специалисты, говорить о серьезном соперничестве между пивом и слабоалкогольными коктейлями пока рано: объем потребляемых коктейлей меньше аналогичного пивного показателя в 17 раз. Правда, не стоит забывать о последних законодательных изменениях, связанных с ограничением рекламы и распространения пива. Эта участь благополучно миновала их соперников по потребительской нише и дала им значительные преимущества.

Готовые коктейли появились в России лет десять назад. За эти годы у напитков наблюдалось несколько взлетов и падений. Последний взрывной рост рынка слабого алкоголя был отмечен в 2002—2003 гг. За период с 2001 по 2003 г. объем продаж слабоалкогольных коктейлей вырос с 20 до 42 млн. дал (ведер). Однако уже в 2004 г. были отмечены более скромные темпы: объем продаж коктейлей составил порядка 48 млн. дал, что на 14% больше 2003 г. По оценкам экспертов, в ближайшие два года темпы роста рынка слабого алкоголя снизятся до 9—11% в год.

Справедливости ради стоит отметить, что в первые годы своего существования ассортимент отечественных слабоалкогольных коктейлей пребывал в состоянии зародыша. А именно: появившийся в 1995 году джин-тоник достаточно долго присутствовал на прилавках чуть ли не в гордом одиночестве. По крайней мере, 70% коктейльного рынка двух столиц — Москвы и Питера — занимал именно он.

Прошло несколько лет — и картина полностью поменялась. То ли гражданам надоел заморский напиток и проснулось чувство патриотизма. То ли производители решили наперегонки удивлять своих поклонников. А скорее всего — и то и другое. В итоге рынок быстренько и не слишком заметно для потребителя “перелился” в спиртовое русло. Правда, все же оставив треть себя под джин. Значительная доля сейчас приходится на напитки на основе водки или спирта в сочетании с цитрусовыми (апельсина, грейпфрута и лимона). В последние два года увеличилось присутствие винных коктейлей и напитков на основе коньяка и даже абсента. Но их доли все еще остаются небольшими.

Что заливают в “шейкер”?

Надо сказать, что появление в нашей стране слабоалкогольных коктейлей сопровождалось серьезными общественными разногласиями. Одни закидывали в себя сладкую “водичку” с нормой и без, другие (эта армия малочисленней) твердили, что этого делать нельзя. Эксперты того времени, в основном медицинские работники, придерживались мнения, что из натурального в разноцветных банках — лишь спирт. И в лучшем случае — растительные экстракты. Все остальное — сплошная химия. Впрочем, от ожесточенных дискуссий ничего не менялось. Любители коктейлей, как говорится, слушали да “кушали”. А производители продолжали “делать план”.

Однако борьба за рынок сделала свое дело. И баночки, и бутылочки со слабоалкогольными смесями стали менять свой состав в сторону натуральных компонентов. А эксперты начали брать свои слова обратно. На вопрос, правда ли, что коктейли жуткая отрава, знакомый нарколог ответил: “А чем там травиться, спирт — он и в Африке спирт. Конечно, если много выпьешь — отравишься. В таком случае под определение “отрава” попадает любое спиртное”.

В поисках правды отправилась к лидерам слабоалкогольного коктейльного рынка — в компанию ХЭППИЛЭНД — с целью спросить, что же с чем мешают они. “Слабоалкогольный рынок нашей страны молод и еще будет развиваться. В последние годы новая волна на производстве — привлечение в рецептуру соковых компонентов”, — начала свой рассказ директор по качеству компании ХЭППИЛЭНД Елена Козинер. То есть покупается концентрат сока (такой же, как и для производства соков в пакетах. — Авт.) и в определенном количестве добавляется в продукт. “Кстати, большинство наших коктейлей содержат как раз натуральные соки. Есть, между прочим, довольно дорогие и редкие. Например, коктейль “Казанова — дыня” содержит действительно дынный сок. Есть напитки с грушевым и гранатовым соком. Не говоря уже об апельсине или яблоке”, — продолжает Елена.

Но сок соком, а главное-то… спирт. Мне объяснили: традиционно слабоалкогольные коктейли готовятся на основе этилового пищевого спирта. Он, в свою очередь, бывает трех сортов: “люкс”, “экстра” и “высшей очистки”. Самый крутой из них — “люкс”. Последний по качеству — “высшей очистки”. И ХЭППИЛЭНД производит свои напитки исключительно на спиртах “люкс” и “экстра”.

С джином, как оказалось, все так же просто. Компания выписывает себе от известных производителей концентрат джина и разбавляет его в нужных пропорциях тоником. Есть, правда, джин-тоники и на ароматизаторах. Кстати, это очень легко заметить, еще не открывая банку или бутылку. Любой производитель обязан досконально расписать состав своего продукта на “железке” или этикетке.

А теперь о том, что пугает соотечественников больше всего, — стабилизаторы и консерванты. “Странно”, — пожимают плечами специалисты. Дело в том, что любая пищевая продукция, в том числе и напитки, должна быть как-то стабилизирована. Это достигается либо пастеризацией, либо консервацией. Консерванты есть практически везде. Ведь никого не пугает не портящееся молоко или переставшая киснуть за один день сметана?..

Другое дело — пастеризация. Как любая термообработка, она может убить живые компоненты продукта. Например — витамины. Поэтому вид “фиксатора” напрямую зависит от рецепта. Как правило, для слабоалкогольных коктейлей используются консерванты. Для безалкогольных сойдет и пастеризация.

Кстати, в отличие от крепкого алкоголя слабоалкогольные напитки не подделывают. Поэтому шансов купить “паленый” коктейль у вас практически нет.

Для утомленных жизнью

Принято считать, что появлению волшебной формулы энергетических напитков мы обязаны американцам. Ученые этой страны вознамерились спасти мир от хандры и усталости. И тогда в секретных лабораториях была получена формула smart drink — “умных напитков”.

Бодрящие напитки дошли до России лишь несколько лет назад и заняли свое место на рынке, найдя своего потребителя. Кстати, количество последних постоянно растет. Благо “энергетики” стали делать и отечественные производители. А последние годы ознаменовались появлением слабоалкогольных коктейлей с энергетическими компонентами. Для справки: первый энергетический слабоалкогольный коктейль стал продаваться на просторах нашей необъятной в 2000 году.

Казалось бы, все просто: купил, попил — и море по колено! Ан нет, предупреждают специалисты. Не такая это безобидная штука — “энергетики”. И существует их множество, каждая единица которого имеет свое предназначение. Грубо, “энерготоники” делятся на две категории: в одних больше кофеина, в других — витаминов и углеводов. “Кофейные” напитки подходят заядлым трудоголикам и студентам, которые работают или занимаются по ночам, а “витаминно-углеводные” — людям, чей второй дом спортзал.

Однако сразу оговоримся, что и те и другие дают энергию как бы взаймы. Кофеин действительно бодрит, но не обогащает организм энергией. Человек лишь в ускоренном темпе расходует свои собственные ресурсы, одалживая их на определенное время. А долг известно чем красен. И платежом — если переборщите с “энергетиками” — будут раздражительность и бессонница. Что касается “витаминно-углеводных” напитков, то, даже выпив ведро этой жидкости, добиться полного насыщения организма витаминами все равно не удастся. Соответственно, как в любом другом деле, заправляться “энерготониками” нужно в меру и с умом.

1. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ ДУХ. Есть “энергетики”, предназначенные конкретно для занятий спортом. Их, как правило, не найдешь в уличных киосках, зато хоть отбавляй в спортивных клубах. Они незаменимы, если вы пришли поправить здоровье не выспавшись или отработав полный рабочий день. Проглотив баночку такого напитка, вы получите свою порцию углеводов — главного энергетического топлива. Причем есть “энергетики”, которые содержат простые углеводы, — они сразу всасываются в кровь. И есть напитки, содержащие в себе углеводы пролонгированного действия, — они медленнее усваиваются, но и работают в течение длительного времени. Единственный минус этого зелья — нужно исхитриться и не забыть выпить его за час–полтора до тренировки.

Внимание: напитки, описанные в этом пункте, абсолютно не подлежат применению вне стен спортзала.

2. У ЖЕЛАЮЩИХ ПОХУДЕТЬ СРЕДИ “ЭНЕРГЕТИКОВ” ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ СОЮЗНИК. А именно: энергетический напиток, не содержащий углеводов и работающий на L-карнитине, — в этом случае энергия обеспечивается за счет использования жировых запасов. Однако стоит помнить, что без интенсивных тренировок даже это чудодейственное средство перестает быть панацеей.

3. НАМ БЫ НОЧЬ ПРОСТОЯТЬ И ДЕНЬ ПРОДЕРЖАТЬСЯ! Всем известно, что нормальный студент учит билеты в ночь перед экзаменом. Даже если вы не причисляете себя к “нормальным”, все равно вряд ли будете спорить с тем, что во время сессии нагрузка на человека возрастает. Есть другой пример: после рабочего дня необходимо податься на своей машине (за рулем) в другой город. Попробуй тут не засни! Выход есть — и в том и другом случае “бахнуть” баночку “энергетика”. Эти напитки (не путать со спортивными) пригодятся в любой ситуации, когда нужно резко и на время взбодриться.

Однако эти зелья уже не содержат столько углеводов. И эффект от приема основан на кофеине и других будоражащих веществах. Кофеин возбуждает нервную систему, отгоняет хандру, сонливость и повышает тонус. Но только на время, пока работает “энергетик”. Поэтому очень важно не устраивать себе “передоз” напитка. Особенно если он с алкоголем. Золотое правило (это которое про меру) здесь актуально как никогда. Незаменимый в определенных жизненных ситуациях “антигрустин” при переборе оставляет вас физически опустошенными и в дурном расположении духа.


Что нужно знать об “энергетиках”

— Лучше энергетические напитки с гуараной, чем растворимый кофе.

Бразильская гуарана совсем не раздражает слизистую желудка, чего не скажешь о ее соседе по стране.

— Витамины, содержащиеся в “энерготониках”, не заменят мультивитаминный комплекс.

Зато энергетические напитки содержат редкие витамины группы В. В одной банке — суточная доза для человека.

— Подавленность вызывается нехваткой в организме нейромедиаторов.

Эти вещества передают импульсы от одной нервной клетки к другой. Аминокислоты (таурин), входящие в состав энергетических напитков, восполняют этот недостаток.

— Энергетические напитки противопоказаны детям, беременным женщинам и людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Как ни крути, а “энергетики” — искусственное вмешательство в организм.

— Не больше одной банки в день.

Есть риск расшатать нервную систему.


За счет чего напитки становятся энергетическими

— Женьшень — знатный борец с усталостью. Повышает сопротивляемость организма, заставляет мозги работать.

— Таурин — аминокислота, снижающая уровень холестерина и сахара в крови. Буквально заряжает энергией и побеждает стресс.

— Гуарана — несмотря на страшное название, этот бразильский кустарник безобиден. Завсегдатаи “качалок” наверняка сталкивались с этим растением в других препаратах: оно способно уменьшить боль при физических нагрузках и вывести из мышечных тканей молочную кислоту. В коктейли попадает благодаря содержащемуся в нем кофеину. Даже если вы буквально спите на ходу — подскочите за секунды!

— L-Карнитин — улучшает сердечную деятельность, активизирует обмен веществ, снижает чувство голода. Это вещество доставляет жир в работающие мышцы, благодаря чему происходит уменьшение “отложений”.

— Фолиевая кислота — витамин, участвует в обмене и синтезе амино- и нуклеиновых кислот, тем самым улучшая работу головного мозга.

— Матеин — да, созвучие неслучайно. Матеин входит в состав южноамериканского зеленого чая матэ. И способствует похуданию, так как убивает чувство голода и жажды.

— Мелатонин — это вещество и так уже содержится в нашем организме. Понижает уровень “плохого” холестерина в крови.



Партнеры