“Автогражданка” с браком

Вместо развода — разводки

Два года назад российским автомобилистам “подарили” автогражданку. Два года — вполне солидный срок даже для семейной жизни. А уж для ОСАГО — тем более. Впрочем, считать, что обязательное страхование гражданской ответственности раз и навсегда застыло в какой-то устойчивой форме, вряд ли стоит. Битва на автогражданском фронте продолжается, хотя теперь ведется скорее втихую, и страховщики одерживают все новые и новые победы. Хотя в частностях начинают поворачиваться к автомобилистам лицом.

Автостраховщиков подстрахуют

Автолюбители вскоре смогут не беспокоиться, что в один прекрасный день они останутся без страховки лишь потому, что у их компании отозвали лицензию. Госдума совсем недавно приняла в первом чтении законопроект, защищающий владельцев полисов ОСАГО от внутренних проблем страховых компаний.

Все обязательства по выплате компенсаций клиентам компаний, оставшихся без лицензии, возьмет на себя специальный резервный фонд при Российском союзе автостраховщиков (РСА). Сейчас в случае банкротства страховой компании ее клиентов, пострадавших в ДТП, обслуживает этот фонд. Но только в случаях, когда фирма уже официально признана банкротом. А такая процедура может затянуться для обычных людей на 1,5—2 года.

По новому законопроекту РСА, не дожидаясь окончания долгих процедур, готов взять на себя заботу о клиентах. Естественно, небескорыстно. Впоследствии он вернет свое, просто заменив клиентов в очереди кредиторов.

Мы ждем перемен

Как заявил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, планируется скорректировать некоторые региональные коэффициенты, коэффициенты по количеству водителей, допущенных к управлению автомобилем, и, возможно, будут увеличены суммы страховых выплат, уже согласованные со “страховым сообществом”. Сами ставки тарифов вряд ли будут снижены. Еще правительство может расщедриться и увеличить бонус за безаварийную езду. А то 5% от базового тарифа за год без происшествий — это просто смешно.

Между тем недавно страховщикам удалось отбить очередную атаку на “священную корову” взносов, предпринятую депутатами Георгием Боосом и Ильдаром Габдрахмановым. Боосу не помог даже высокий пост зампреда Госдумы.

Выступая на заседании кредитного комитета, Боос даже пошел на уступки — предложил увеличить минимальную длительность полиса до 15 дней или до месяца. Сказал, что готов и к дополнительному обсуждению проблемы тарифов. Но — не помогло. Документ был похоронен. Впрочем, депутаты не намерены успокаиваться. Его авторы решили еще в весеннюю сессию внести другую, уже доработанную версию.

— Мы считаем, что процедура обязательного автострахования должна быть публичной, понятной всем, в первую очередь обществу. А тарифы должен устанавливать закон, а не правительство, как сейчас, — заявил “МК” Георгий Боос.

От победы к победе

Страховщики опять победили. И на подходе их новые инициативы. Депутат Госдумы Валерий Гребенников внес поправки в закон об ОСАГО, предложив... повысить базовые тарифы для юридических лиц на 20%, а для простых смертных — на 30%. В реальных деньгах это может составить 2890 и 2580 рублей соответственно. Обосновал свои поправки депутат весьма просто — инфляция, дескать, выросла с момента установления тарифов на 18%. А цены на ремонт и того больше — аж на 25%. Страховые выплаты, правда, Гребенников повысить не предлагает. Наверное, они надежно защищены от инфляции.

Предполагая, что его поправки могут вызвать отрицательную реакцию, г-н Гребенников предложил “грамотно” разъяснять экономическую и социальную значимость своих новаций. Тогда-де все будет хорошо.

Плавали. Слышали. Знаем. Песни про социальную значимость, про “защиту”, про необходимость дождаться “реальной статистики”, про “наведение порядка на дорогах” и даже про “растущую убыточность” автогражданки мы слушаем уж скоро третий год. А пророчества все не сбываются: ни плохие, ни хорошие.

Обещанного три года ждут. Прошло два...

Еще власти нам обещали в ближайшее время ввести единую информационную систему. Для защиты от “подстав”, других мошенников и прочего наведения порядка. Каждый новый руководитель РСА, заступая на высокий пост, чуть ли не присягу приносил: задача сложная, но мы в ближайшее время справимся. Но и сейчас все находится на стадии пилотного проекта — он реализуется в республиках Северного Кавказа. В частности, в Чечне. Согласитесь, для Чечни “автогражданка” — самая насущная проблема. Там и у федералов и у боевиков весь автотранспорт выезжает на дороги исключительно с полисами ОСАГО на лобовом стекле. Или броне. Это у кого как. А страна дождется этой автоматизированной базы данных не раньше 2008 года.

Да и с остальным неловко получилось. ГИБДД как-то стыдливо, но вполне официально была вынуждена констатировать, что ситуация на дорогах не изменилась. Ну это они поскромничали. Морды бить стали меньше — это верно. А любое столкновение на дороге моментально, как и до “автогражданки”, создает тромб в транспортной артерии.

Укрощение строптивой

Осагисты жалуются: полисы нынче не так прибыльны, как раньше. Мол, за первый квартал этого года выплаты по ОСАГО выросли на 100,1% (по сравнению с таким же прошлогодним периодом) и составили 5,9 млрд. рублей. А вот сборы упали на 11,7% (12,4 млрд.).

Вот только прибыли и убытки у страховых компаний рассчитываются совсем не по той же формуле, что в семейном бюджете. К тому же скромно умалчивается тема управления страховыми резервами. Разве люди, так лихо управляющиеся с деньгами, позволят им пропадать из-за инфляции и колебаний валютных курсов? Конечно же, деньги не лежат мертвым грузом, они также приносят доход. Процентики. Кстати, из 46 млн. “мелких” рублевых доходов РСА 44,6 млн. — как раз навар от “размещения временно свободных денежных средств”. Если поковыряться в структуре капитала любой крупной управляющей компании, работающей на фондовом рынке, обязательно найдутся резервы страховых фирм.

Куда же деваются эти деньги? Или это уже собственная маржа страховщиков от доверенных им средств? Кстати, один из членов президиума РСА, г-н Юн, прогнозировал, что в 2004 году собираемость взносов по ОСАГО при идеальных условиях может составить до 40 млрд. рублей, а реально — около 20 млрд. Так в чем же убыточность “автогражданки”?

Ах, какая славная получилась “социальная значимость”! Какая “социальная защита”! Просто как во времена “дикого” капитализма.

Страховаться действительно полезно и нужно. И ОСАГО, конечно, надо менять. Приводить его в цивилизованный вид давно пора. А то уж два года “автогражданке”, большая “девочка”, а все еще “дикая”. Вот только кто сможет укротить ее аппетиты...

Справка "МК"

По действующему законодательству в резервный фонд направляется 3% от общего сбора страховых компаний. Из них 1% идет на погашение издержек при банкротстве фирмы. В фонде оценивают свои сборы примерно в 600 млн. рублей. Так что, по мнению страховщиков, денег должно хватить, причем на всех.

Впрочем, пусть это никого не обманывает. Уступая в мелких вопросах, страховщики обеспечивают себе плацдармы для будущих захватов. На одном из ближайших заседаний правительство должно рассмотреть вопросы модификации ОСАГО. Но сведется все скорее к косметическим изменениям.

ЧТО ПЛАНИРОВАЛИ ИЗМЕНИТЬ?

— Снижение базовых тарифов на ОСАГО в 2 раза и утверждение их законом, а не постановлением правительства.

— Снижение минимального срока действия полиса ОСАГО до 1 дня. (Особенно актуально, если учесть, сколько народу пользуется своим авто только по выходным.)

— Обеспечение инвалидов бесплатной “автогражданкой”.

Что нам гарантировали при введении ОСАГО

1. Защиту простых пешеходов, пострадавших в ходе аварии.

2. Повышение безопасности на дорогах.

3. Быстрое возмещение ущерба, полученного при ДТП.

4. Упрощенный разбор аварий.

УДАР НИЖЕ ПОЛИСА

Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел в первом квартале этого года исследование на предмет того, как россияне относятся к страхованию. Мнения разделились практически поровну.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру