Наследники Адама Смита

Как стать директором банка

27 июня 2005 в 00:00, просмотров: 393

Пушкинский Онегин был, по остроумному замечанию автора, “глубокий эконом”, ибо читал труды английского экономиста Адама Смита и “умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет”. Правда, на практике применить свои познания Евгению так и не удалось — имением, доставшимся в наследство от дяди, “рулил” обычный крестьянский староста...

Сегодня, чтобы стать экономистом, недостаточно читать Адама Смита и даже Маркса с Энгельсом — нужно солидное образование. Его получают на экономфаках университетов, а также в профильных академиях, благо сегодня экономические специальности есть в большинстве государственных вузов и практически во всех частных.

Экономист — человек, изучающий теорию и практику товарно-денежных отношений.


На экономфаке, как правило, имеется несколько специализаций (и соответствующих отделений): международная экономика, региональная экономика, экономика фирмы и отраслевых рынков, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги и налогообложение, информационные системы в бизнесе и другие.

В госстандарт по данной специальности входит немало сложных дисциплин, которые студенты должны знать назубок. Это микро-, макроэкономика, основы экономической теории, отраслевая экономика, бухгалтерский анализ и аудит, анализ инвестиционных проектов, страхование... Много внимания уделяется математике: матанализ, линейная алгебра, теория вероятностей, моделирование экономических процессов, математические методы исследования экономики и анализа динамических систем, элементы дискретной математики. Кроме этого, статистика, теория игр, эконометрика, методы прогнозирования, информатика и IT-технологии. И еще спецдисциплины: финансы организаций (предприятий), финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг, основы инвестиций, теория эффективности использования ресурсов, теория управления, бухучет и аудит, логистика, налоги и налоговые системы, стратегическое планирование, финансовые и экономические расчеты, антикризисное управление, расчет рисков и страхование, основы менеджмента и маркетинга. Ну и, конечно, гуманитарные предметы: история Отечества, история мировых цивилизаций и культур, экономическая география, философия, иностранный язык, социология, психология, политология, право.

Конечно, все эти дисциплины изучаются в зависимости от специализации: где-то больше внимания уделяют экономическому блоку, где-то — финансовому, где-то — управленческому. На третьем-четвертом курсах у студентов начинается распределение по кафедрам, и курсы еще больше “сужаются”. Что понятно: работодателям нужны не “широкие” специалисты, а выпускники, способные работать на конкретной должности и выполнять конкретные служебные обязанности. Поэтому особое значение для студентов приобретает практика.

Ее проходят сначала в вузе — ребята тренируются на виртуальных биржевых торгах, учатся работать с ценными бумагами, вести бухучет. А потом набираются опыта на местах — в реальных фирмах и компаниях. Частенько они остаются там и после практики, до конца учебы, совмещая получение знаний и зарабатывание денег. К диплому они уже имеют место и неплохие перспективы для карьеры. Еще один плюс — не нужно думать о трудоустройстве, обивать пороги государственных и частных контор с просьбой взять на стажировку.

На Западе говорят: чтобы стать директором банка (или председателем совета директоров), надо начать с рассыльного. Правильная мысль: только карьера, пройденная самостоятельно, без протекции, может быть по-настоящему прочной и не зависит от превратности судьбы и расположения “нужных” людей.



    Партнеры