Слабое звено

ЖКХ: игра в услуги

Реформа ЖКХ буксует. Население все чаще и чаще оказывается без горячей воды, отопления, света. Несмотря на рост тарифов, люди не получают не только качественных услуг, но зачастую и сами услуги. Извечный русский вопрос: кто виноват?

Схема предоставления коммунальных услуг состоит из трех звеньев. Во-первых, потребители услуг — население. Во-вторых, поставщик услуг — государственные унитарные предприятия, а по старой памяти: “Водоканал”, “Энергосбыт”, “Газовый трест” и т.п. И, наконец, посредники и распределители этих услуг на местах в лице так называемых МУПов.

В подавляющем большинстве население своевременно оплачивает потребляемые услуги. В свою очередь государственные предприятия — поставщики также выполняют свои обязательства, так как находятся под надзором контролирующих государственных органов. Однако в последнее время все чаще возникают странные ситуации, когда население исправно платит, а поставщик не получает деньги за оказанные услуги.

Дело в том, что при существующей системе население платит не напрямую поставщику, а переводит деньги на счета местных коммунальных контор, — прокомментировал ситуацию сотрудник обладминистрации Андрей Барковский. — Получив деньги с населения, они зачастую не торопятся расплатиться с поставщиками. При этом для населения у руководства МУПов припасено объяснение, что свет, газ, вода и т.п. отключаются по вине поставщика. А поставщикам выдвигается версия о неплатежах со стороны населения. Очень интересная позиция! И — выгодная.

Например, в 2004 году в области коммунальными службами было аккумулировано 770 млн. рублей, из которых поставщики до сих пор пытаются получить причитающиеся им деньги. По данным газоснабжающих организаций, оплата за полученный на местах газ осуществлена в 2005 году на уровне 77% от стоимости поставки прошлого года. Особо “отличились” руководители местных коммунальных служб Красногорского, Ногинского, Сергиево-Посадского, Волоколамского и Серпуховского районов области. Их задолженность приближается к 315 млн. рублей.

Несмотря на то что основным неплательщикам сделаны предупреждения, с января 2005 года текущая задолженность за потребленный газ муниципальными образованиями Подмосковья увеличилась на 78 млн. рублей. По просроченной задолженности за 1-е полугодие 2005 года не произошло никаких изменений, т.е. погашение старых долгов не производится вообще.

— Фактически образовался порочный круг, — говорит Барковский, — когда поставщиков вынуждают выполнять свои обязательства, брать кредиты, работать себе в убыток. Коммунальные службы вместо того, чтобы платить по долгам, постоянно апеллируют к ответственности поставщиков за благополучие населения и бесперебойное снабжение социально значимых объектов. Но ни население, ни поставщики не имеют рычагов воздействия на местные коммунальные службы.

В общем, если при проведении реформы ЖКХ не будет обращено внимание на это “слабое звено” в системе взаимоотношений потребителей и производителей услуг, то население еще долго будет оказываться в ситуации “без света, без тепла, без горячей воды” — то есть крайним, а поставщик — всегда виноватым.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру